Объемы предварительной работы, причем как съемочной команды, так и актерского состава, огромны. Если первые в поисках подходящих локаций осмотрели около 400 объектов, то вторые были вынуждены за крайне короткий срок встать на лыжи. Хотя в особенно сложных сценах снимались все-таки дублеры, это не умаляет профессионализма актеров. Особенно впечатляет преданность Ольги Лерман, сыгравшей взрослую Елену Вяльбе, так как, по словам актрисы, до подготовки к этому фильму с лыжным спортом она знакома не была: «Я, зима и лыжи совершенно противоположные полюса. Я родилась на юге, на беговых лыжах никогда не стояла и конечно тут пришлось начинать с нуля». Актрисы тренировались по 6 раз в неделю с профессиональным спортсменом и тренером Дмитрием Ворониным.
«Для меня это был стресс, — рассказала нам актриса Анна Котова-Дерябина, — тяжело, во-первых, физически, поскольку я вообще никаким спортом не занималась, я вообще неспортивный человек. Я вообще не экстремал. То есть мне надо было перебороть страх и физически это все выдержать».
Когда мы входим в здание коворкинга «Калибр», на входе нас встречает продюсер Марат Ким и едва различимым шепотом просит подождать пару минут в дверях — съемки уже начались, и незаметно проскользнуть внутрь не удастся, пока не завершится дубль. Первый этаж небольшого офисного здания почти полностью занят съемочной группой: вестибюль, «командный пункт», где перед мониторами расположились продюсеры, режиссер, а чуть позже и сам прототип — Елена Вяльбе, и конференц-зал, переоборудованный под помещение для российской спортивной делегации. На застекленном втором этаже можно разглядеть работающий здесь народ, которому, кажется, уже наскучило происходящее внизу.
И вот сцена подходит к концу, на площадке поднимается шум, все начинают сновать из одной комнаты в другую, обсуждая, с какого ракурса нужно еще снять сцену. Мы заходим в конференц-зал, где и происходит основное действо. Оператор-постановщик Федор Лясс уверенно руководит процессом, режиссер Николай Хомерики немного в стороне наблюдает за движением вокруг, актрисы Екатерина Агеева и Ольга Лерман громко над чем-то смеются, а Александр Устюгов, исполнивший роль одного из тренеров, рисует портрет Дмитрия Поднозова в профиль и, кажется, не обращает внимания на всеобщее оживление. Спустя 30 минут его картина, написанная шариковой ручкой, произведет фурор в режиссерской, где ее будут восторженно обсуждать все присутствующие.
Снимают обсуждение успехов и неудач спортсменок с тренерским составом. Звучит громкое «Мотор!», и Ольга в роли Елены практически впорхнула в конференц-зал, закрыв за собой дверь. После продолжительной тишины (звукоизоляция в комнате сделана на славу) на всем первом этаже раскатисто звучит фраза «Страна ждет от нас победы!», и сцена подходит к концу. Снова гул, снова все мечутся из комнаты в комнату. В конференц-зале командным усилием пытаются придумать, под каким углом снимать сцену, а спустя несколько минут в комнату приносят несколько деревянных ступенек. Их назначение не ясно, пока оператор с надетой на него тяжеловесной конструкцией для камеры не садится на них так, чтобы взятый ракурс был одобрен Федором Ляссом. Парню, кажется, все это удается с удивительной легкостью, будто он родился с камерой наперевес, и только в моменты, когда он пытается передохнуть, мы замечаем, что даже тогда он не может снять с себя этот металлический каркас и полностью расслабиться.
Вскоре на площадку приезжает сама Елена Вяльбе, однако атмосфера остается прежней: никто не ходит на цыпочках, не боится сделать лишний вдох или невольно ошибиться. Из ее прихода не делается события, напротив, она быстро надевает наушники, садится за спиной Николая Хомерики и пристально наблюдает за снимаемой сценой с экрана. Брошенное ей негромкое «отлично» вызывает улыбку у режиссера, а затем в комнате снова наступает тишина. В перерывах между дублями Елена совещается с режиссером, что-то ему подсказывает, а потом, повернувшись ко всем остальным, делится последними новостями и шутит. С кем ни заговори о Елене, все как один говорят о ее доброте и приземленности. «Она открытая и простая в хорошем смысле, очень дружелюбная. Можно вот так сесть и по-человечески поговорить про что надо. Вот это сильно подкупает. Учитывая, что ты знаешь, что это человек с регалиями, олимпийский чемпион», — рассказала нам Анна Котова-Дерябина, когда мы спросили о существовании давления на съемочную команду из-за присутствия самого прототипа на площадке. Режиссер Николай Хомерики в свою очередь отмечал, что Елена и ее знания о лыжном спорте очень помогали им при создании фильма: «Она очень много подсказывает технических вещей про лыжные гонки: как можно говорить, как нельзя говорить. И исторических, потому что она присутствовала на этом чемпионате и выиграла все 5 медалей».
В какой-то момент в перерыве между дублями внезапно поднимается суета, а в следующие несколько минут мы наблюдаем, как за окнами несколько членов съемочной группы выкатывают ко входу огромный зеленый экран. Оказалось, что в кадр сквозь стекла офисного здания попало московское лето, в то время как в кадре нужна была норвежская зима.
Когда позже съемочная группа делает перерыв на обед, нам удается поговорить о проекте и подготовке к нему с Ольгой Лерман. Мы садимся на ближайшую скамейку, и пока мимо нас туда-сюда снуют техники, актеры и вообще все неравнодушные к проекту, Ольга устраивается поудобнее, насколько это возможно, и делится несколькими причинами, по которым ввязалась в проект о спорте, которым никогда не занималась: «Во-первых, режиссер. Коля Хомерики — прекрасный режиссер, с которым мне очень хотелось поработать. И я безумно рада, что он выбрал меня потому что я знаю, что кастинг был долгий и большой. Естественно Федя Лясс. Я считаю, что он гений, и когда я узнала что Фёдор будет оператором-постановщиком, я поняла что он увидит картину необычно. И, конечно, сценарий. Мне очень понравилась героиня - сильная и в то же время хрупкая, яростная и при этом женственная. Мне показалось, что это непростой материал и именно это меня и заинтересовало. Я рада что мои интересы совпали с идеями и мыслями создателей нашей картины».
По счастливому совпадению, когда мы заканчиваем разговор с Ольгой и она убегает по своим делам, на внезапно стихшей улице появляется режиссер Николай Хомерики и уделяет нам несколько минут своего времени, чтобы обсудить его мотивацию для участия в проекте: «Мне стал интересен этот характер. Женский характер. Мне нравится снимать женщин, потому что в них присутствует многослойность, в отличие от нас. И спортивных фильмов, где главная героиня женщина, не так много». Зная о творческом тандеме Хомерики–Лясс и услышав хвалебный отзыв Ольги Лерман в адрес оператора, мы задали Николаю несколько вопросов о их совместной работе. По иронии судьбы в момент, когда зашла речь о том, как они познакомились, на улице появился Федор и, видимо, удостоверившись в правдивости рассказываемого Николаем, пошел по своим делам. «Федор любит жизнь, потому особенность его камеры в том, что изображение всегда очень живое. Не какое-то рекламно-красивое, скажем, а именно всегда видны глаза, солнце, свет. Он любит подвижную камеру. Это все связано с жизнью. Я тоже это люблю, поэтому часто и снимаю с ним». А познакомились они, к слову, в 1999 году во время работы над короткометражкой «Капля» для фестиваля в Польше, за которую Николай Хомерики получил свой первый приз в кино.
Анна Котова-Дерябина оказывается невероятно энергичной и жизнерадостной, несмотря на долгий съемочный день, и на все наши вопросы отвечает с огромным энтузиазмом, которым заражает и нас. По ее словам, еще до начала съемок, когда актрисы встретились с Еленой Вяльбе, Ольгой Даниловой и другими участниками событий, о которых и расскажет фильм, ей было не по себе от осознания заслуг этих людей: «Было очень страшно, волнительно. Но после того как мы с ними встретились и поговорили за ужином в дружеской атмосфере, стало понятно, что нет никакой пропасти между нами. То есть наладили контакт и поняли, что обычные люди перед нами. Просто да, они добились таких вот успехов».
Съемки, начавшиеся в январе, подошли к концу в середине июля. За это время съемочная команда побывала в Эстонии, Кировске, Москве и Магадане, родном городе Елены Вяльбе. Выход фильма запланирован на 2021 год, однако точная дата пока неизвестна.
Алена Попова