«Холостяк на свадьбе» – экранизация книги «Речь» Фабриса Каро. Вы были знакомы с его работами?
Не особо. Я читал один его комикс и хорошо запомнил его стиль – такой совершенно дурацкий, очень необычный юмор, эдакая форма абсурда. Но «Речь» я прочитал только после сценария. Лоран Тирар – режиссер фильма показал мне свои наброски. И я сразу понял, что хочу сыграть эту роль: смесь поэзии, юмора и больного воображения. Меня также поразило глубокое чувство меланхолии, когда я закончил читать. Фактически, это был решающий фактор: эмоции от последних нескольких страниц были очень сильными. Но и для меня и для Лорана этот фильм стал настоящим испытанием!
Конечно! Ведь в Адриане так много разных эмоций ...
В нем сразу все! Нежность, ирония, отчаяние, гнев, страдание, безмерная радость и паника, паника, паника. Этот список можно продолжать долго. Знаете, это своего рода «всеобъемлющая роль» – она позволяет вам играть сжатую, ускоренную версию всего спектра человеческих эмоций. Кроме того, во всем этом была яркая смесь реализма с абсурдом. Я прочитал роман через несколько недель после сценария, и выписал из него несколько любимых шуток. За некоторые из них мне даже пришлось сражаться с Лораном! Но слава богам он учел мои комментарии и чаще всего соглашался. Адаптировать графический роман, где большая часть действия происходит в голове героя – это вызов. Но там есть и очень живые сцены, например, история с деревом желаний и момент, когда Адриан достает дерзкую записку вместо романтичной. Я просто кричал от смеха, когда читал это и умолял Лорана сохранить сцену в фильме.
Ваш герой часто говорит с самим собой и со зрителем. Каково это было «играть на камеру»? Сложно ли рушить четвертую стену?
С самого начала мы работали над разными способами общения с камерой. Лоран очень осторожно подбирал правильный тон. Но иногда мне хотелось сказать в камеру: «Отвали от меня, я хочу играть с моими коллегами-актерами»! Это было очень странное ощущение. Более того, игра на камеру усиливает ваше чувство страха перед сценой, потому что заставляет вас осознавать, что словно стоишь перед зеркалом и кривляешься. Чем больше ты думаешь об этом, чем больше зацикливаешься, чем чаще ошибаешься. Ты как пианист, который не должен думать о том не слишком ли сильно он давит пальцами на клавиши. Он должен играть по наитию, не заморачиваться и тогда все будет легко, но если начнет об этом думать, то все – катастрофа. С «четвертой стеной» тоже самое – считывались все самые тонкие изменения в моем настроении: я был слишком меланхоличный, слишком речитативный, слишком театральный. И тут Лоран помогал мне, он кричал: «Еще проще, не так формально, никаких бровей!». Пришлось попотеть в общем.
Сколько времени ушло на съемку главного ужина?
Пятнадцать дней мы провели за столом, ели тарт из баранины и шоколадно-грушевый пирог! Пятнадцать дней потратили, чтобы разобраться со стилем игры, с ее гимнастикой. К счастью, мы искренне любили друг друга в нашей маленькой «семье». Все постоянно шутили, чтобы снять напряжение, особенно между дублями. В сценах вне ужина Сара Жирардо была идеальна в роли Сони: ее обаяние и уникальность объясняют, почему Адриан был без ума от нее. И это важно! Мы хотели, чтобы зрители сопереживали Адриану, чтобы они понимали, как ему было тяжело не получать новостей от любимой.
Удалось ли вам открыть в себе что-то новое на съемках?
После двух недель съемок сцен за столом мы начали съемки выступлений. Именно тогда у меня появилась свобода. Я начал импровизировать: постоянно разговаривал с аудиторией на свадьбе, мог позволить себе почудачить, если сцена казалась очень «надуманной». Лоран разрешал мне все! Я придумал пируэт, идиотские фокусы, скретч-карты и сладости для детей ... Поверьте, я бросил на эту роль все силы какие у меня были, я даже научился жонглировать!
Если коротко, вы можете рассказать о чем это кино?
«Армагеддон» – это история о парне, который спасает Землю от катастрофы. «Холостяк на свадьбе» – история о парне, который ждет сообщения от любимой женщины. И пока это происходит, он накручивает себя до нельзя. Его мир тоже летит в тартарары. В его голове крутятся мысли, которые никогда не утихают и именно они и создают основные комедийные ситуации. Кроме того, Адриан из тех людей, кто не умеет говорить «нет». Его просят произнести тост на свадьбе сестры и он скорее умрет, чем скажет эту речь, но при этом не отказывается. Он не может быть честным со своей семьей, не может сказать, что не любит книги, которые вот уже миллион лет ему дарят друзья и все в таком духе. Но такое поведение отнюдь не редкость. Если бы вы заглянули в чью-то голову во время семейного ужина, вы бы наверняка обнаружили там такие же странные, случайные мысли, как у Адриана. На самом деле Фабрис Каро очень тонкий автор. Он может уловить самые приземленные ситуации и записать их с такой точностью, что не перестаешь думать: «Блин, все и правда так». Подводя итог, Адриан – невротик, ипохондрик и постоянно жалуется. Вы наверняка сможете понять, почему Соня захотела взять тайм-аут! Он правда раздражает! (Смеется) Но я думаю, что Лоран сделал его еще и милым. В этой своей ершистости и неуверенности. Ведь в каком-то смысле он олицетворяет потерю детства. И на самом деле Адриан, прежде всего, ностальгирующий мечтатель и настоящий романтик.
Вам понравилось то, что получилось в итоге? Какие мысли были на премьере?
Когда вы впервые смотрите фильм, в котором снимались, очень трудно воспринимать его как обычный зритель. Бац, моя голова крупным планом и ты думаешь «Боже, как же я похож на своего отца!» (Смеется). Но когда я смотрел «Холостяка» вместе с аудиторией, мне понравилось как люди реагируют на главного персонажа. Мне даже показалось, что он им нравится несмотря на все недостатки. Просто потому, что он живой, он настоящий. И именно поэтому мне кажется, что «Холостяк на свадьбе» такое кино «два в одном» получилось – это и оригинальная артхаусная комедия, и фильм для широкой публики одновременно.