Перед премьерой драмы «Элиза и Марсела» на красную дорожку Берлинского кинофестиваля вышли представители кинотеатров Германии и позировали фотографам с импровизированными транспарантами. Напечатанные на листах формата А4 лозунги гласили: «Нет фильмам Netflix в конкурсе Берлинале» и «Кинофестиваль, а не стриминг-фестиваль». Протестанты вели себя мирно, фестивальная охрана с ними не связывалась, да и президент жюри Жюльет Бинош, блиставшая в нескольких метрах на том же клочке красного ковролина, внимания не обращала. Сам же фильм действительно вскоре появится на Netflix, но сперва пройдет в кинотеатрах Испании. Для директора Берлинале Дитера Косслика это было достаточным поводом взять картину в конкурс. Но вот стоило ли?
Действие начинается в 1925 году в аргентинской провинции Чубут. Симпатичная и хорошо одетая девушка едет в поезде, а затем на повозке, с трудом скрывая отвращение. Она подходит к дому, из которого выходит седовласая женщина за 50. При виде гостьи она шокирована. Девушка требует рассказать ей всё. «Всё невозможно», - отвечает женщина, и мы откатываемся на 27 лет назад в Испанию, в город Корунья.
Марсела прибегает в школу на три дня позже — она болела и пропустила занятия. Её, мокрую от дождя, примечает племянница директрисы, красавица Элиза. Девушки мгновенно проникаются друг у другу чувствами, и первый час фильма приходится наблюдать довольно скучную и предсказуемую драму с эротическими сценами (окей, в одной есть осьминог, так интереснее). Действие по-настоящему набирает обороты после того, как, уже закончив школу, девушки снова встречаются и начинают жить вместе в деревне. К их союзу присматриваются местные, и вот уже Элизе приходится переодеваться в мужскую одежду, выдавая себя за брата Марио. Так влюблённым удается зарегистрировать брак и — внимание — это абсолютно реальная история. 8 июня 1901 года в Испании был зарегистрирован первый однополый брак. Вот, кстати, реальные Элиза Санчес Лорига в образе Марио и Марсела Грасия Ибеас на свадебном фото.
Фильм снимала Изабель Койшет, испанская постановщица, вернувшаяся к родному языку после опытов на английском («Моя жизнь без меня», «Уроки вождения») и французском («Никому не нужна ночь»). По словам Койшет, у неё ушло 10 лет на то, чтобы найти финансирование для проекта. «Никто не был заинтересован в фильме, — сообщила режиссёрка на пресс-конференции. — Затем нам удалось найти кинокомпанию, предложившую обратиться на Netflix». Кажется, скоро стриминг-сервис будет очень популярен у неанглоязычных кинематографистов, ставящих черно-белое кино — как и «Рома» Альфонсо Куарона, «Элиза и Марсела» сняты в монохромной палитре.
Койшет удалось очень точно показать, как в личную жизнь девушек беспардонно вторгается общество. Вот какой-то бородач настойчиво требует танец у Марселы, хотя та отказывается. Вот соседка, фальшиво улыбаясь, отворачивается и едва сдерживает гримасу ненависти. А вот уже в девушек летят камни, а безликая толпа за окном жаждет их крови. Но при этом оказывается, что мир не без добрых людей — и в этом как раз кроется главный положительный аспект фильма. Вместо типичной драмы о трагической любви «Элиза и Марсела» оборачиваются гимном настоящим чувствам, которые видны нормальным людям. И они не могут устоять в стороне. Оказавшись в португальской тюрьме, девушки получают передачи от сердобольных женщин, потому что «ну жалко же их».
Марсела, кажущаяся самой робкой, в итоге проявляет огромную силу воли, тогда как вроде бы сильная Элиза едва не ломается под натиском невзгод. Но Койшет не очень интересны сами девушки — кроме сцены купания (очень целомудренной), когда они разговаривают о страхах друг друга, раскрыться им не удается. Но кажется, Койшет этого не нужно — она снимает программное заявление о том, как изменились времена. Увы, сейчас этого недостаточно, хочется еще и побольше сюжетного «мяса». Конечно, вторая половина фильма представит его в полном объёме, но до нее нужно дожить, а судя по валу из зала во время пресс-показа, это удастся далеко не всем.