Вслед за журналистами, кочующими из Парк-Сити в Берлин, с одного фестиваля на другой отправляются и фильмы. «Фотография» индийского режиссёра Ритеша Батры — как раз такой случай. Романтическая история, развернувшаяся на фоне современного Мумбаи, внесла разнообразие в программу Берлинале своей лёгкостью и простотой.
Рафи приехал в Мумбаи из деревни и зарабатывает на жизнь тем, что фотографирует туристов на фоне местных достопримечательностей. Все деньги он отправляет своей бабушке Диди, которой в жизни нужно только одно: чтобы внук поскорее женился. Милони — выдающаяся студентка из среднестатистической семьи. Её будущее предопределено — она станет бухгалтером и выйдет замуж за обеспеченного парня, которого ей нашли родственники. Сделав фотографию Милони, Рафи пишет бабушке, что это его девушка. Но вот незадача, Диди собирается приехать в гости, и героям приходится изображать перед ней влюблённую парочку.
Режиссёр Ритеш Батра дебютировал в 2013 году с фильмом «Ланчбокс» с Ирфаном Кханом в главной роли и получил награду в секции «Неделя критики» Каннского кинофестиваля. Затем индийский постановщик снял две англоязычные ленты: «Предчувствие конца» с Джимом Бродбентом, Шарлоттой Рэмплинг и Мэттью Гудом и «Наши души по ночам» с Джейн Фондой и Робертом Редфордом. Его новый фильм «Фотография», как «Рома» для Альфонсо Куарона, стала возвращением к своим корням.
Идея фильма, которую Ритеш вынашивал годами, пришла к нему из «дешёвеньких болливудских фильмов, которые я смотрел в 1980-е, когда рос в Индии. Они всегда походили на адаптацию "Укрощения строптивой". Бедный парень, возможно, автомеханик, встречает богатую девицу с горячим характером — таких фильмов сотни». Его картина, возможно, и правда не открывает новых горизонтов (вспомним здесь ещё американские ромкомы «Жених напрокат» и «Будь моим парнем на 5 минут» со схожим сюжетом), но подобное зрительское кино с экзотическими нотами определённо разбавляет своей романтичностью серьёзную берлинскую программу.
Несмотря на всю свою сентиментальность, «Фотография» говорит со зрителем на такие актуальные темы, как поиск себя и своего места в жизни, одиночество в большом городе, социальное неравенство и столкновение с чужими ожиданиями. Вместе с тем автор рисует дышащий жизнью портрет современного Мумбаи и его жителей, созданный с большой любовью. Его фильм разрушает традиционные шаблоны, которые мы привыкли видеть в индийском кино — болливудский китч с песнями и танцами сюда явно не вписывается. То же самое касается и главных героев, которые хоть и остаются верны сложившимся за столетия общественным укладам, пытаются сделать первые робкие шаги в их преодолении в угоду собственным желаниям.
«Индия сейчас — крайне интересное место. Когда я рос там, и наверняка ещё столетия до этого, семья всегда была превыше всего. Но в последнее время люди стали думать о собственной личности за пределами семьи. И сейчас это один из основных конфликтов современной Индии» — говорит Ритеш Батра. Герои картины, несмотря на свои социальные, религиозные и даже внешние отличия, сталкиваются с одними и теми же проблемами — они пытаются услышать собственный голос, заглушаемый представлениями других людей о том, как должна складываться их жизнь. И эта тема актуальна не только для Индии, она является универсальной для современного человека, который с каждым днём всё больше осознаёт безграничность своих возможностей и вырывается из оков общественного мнения.