Израильский режиссёр Гай Наттив уже успел заявить о себе на мировых киносмотрах и премиях. Всё началось с Берлинского кинофестиваля 2002 года, куда он привез свой короткометражный фильм «Потоп» (получивший «Хрустального медведя»), позже выросший до полного метра (и забравшего награду Берлинале в 2011 году). В 2008-м на «Сандэнсе» состоялась премьера его ленты «Чужие», а в этом году его короткометражка «Кожа» получила номинацию на «Оскар». Полнометражный фильм с таким же названием попал и в программу «Панорама» Берлинского кинофестиваля и покорил нас своей искренней историей и актёрской игрой британца Джейми Белла.
«Кожа» вдохновлена реальной историей бывшего скинхеда Брайона Уайднера — известного американского расиста, выросшего в шовинистской среде. Полностью покрытый татуировками, он внушал ужас любому, кто на него посмотрит, и славился своей жестокостью. Но однажды у Брайона всё изменилось. Причиной тому послужила встреча с матерью троих детей Джули Прайс, любовь к которой заставила героя переосмыслить свою жизнь. В течение шестнадцати месяцев он проходил болезненные процедуры по сведению татуировок и постепенно отказывался от антиобщественного поведения. Это история о человеке, который проделал большой путь и заслужил второй шанс благодаря целительной силе любви.
«Я сидел в кофейне и читал газету, как вдруг мне на глаза попалась фотография Брайона Уайднера, который когда-то был с ног до головы покрыт татуировками. Затем я посмотрел документальную картину Erasing hate 2011 года, в которой рассказывалось о том, как Брайон проходил болезненный процесс сведения татуировок, и связался с его женой. Так и появился этот фильм» — рассказал режиссёр Гай Наттив во время пресс-конференции.
Его целью, в отличие от документальной ленты, было не столько раскрытие физических процессов сведения татуировок, сколько эмоциональная составляющая истории. По словам режиссёра, она отлично вписывается в окружающую действительность — впервые с Уайднером Гай связался в день марша «Объединённых правых» в Шарлотсвилле. Всё это стало наводить Наттива на размышления о том, может ли человек, который всю жизнь был подвержен ненависти, действительно очиститься от неё навсегда. «Ответа на этот вопрос я так и не нашёл» — признался постановщик.
Сам Брайон Уайднер также принимал активное участие в съёмках картины — он предоставил множество видео, фотографий и прочих материалов, сделавших её такой достоверной. «Когда он увидел фильм, он был очень благодарен, что мы вместе создали эту историю» — отметил Наттив. Он также рассказал о том, что столкнулся с большими трудностями перед тем, как запустить проект в разработку: «Никто не хотел делать этот фильм. Нам постоянно отказывали. В стране творилось что-то безумное. Было сложно, но наши продюсеры поверили в меня, и у них было своё видение этой истории».
Что ни говори, но всё-таки «Кожа» — это в первую очередь феноменальная актёрская игра Джейми Белла, известного по фильмам «Грязь», «Билли Эллиот» и «Кинг Конг». Во время пресс-конференции актёр шутил по поводу своей внешности: «У меня очень невинное лицо, что идёт вразрез со всем, что из себя представляет мой персонаж. Ведь когда люди смотрят на меня, они говорят, что это тот самый милый мальчик из того самого фильма».
Для образа Брайона Уайднера актёру пришлось набрать 20 фунтов и побриться наголо. Ежедневно ему наносили сложный грим, порой оставляя его даже на ночь. Также в кадре он носит фальшивые зубы и тёмные контактные линзы. Но изначально казалось, что даже этого мало, чтобы добиться стопроцентного сходства с Уайднером. Нужный эффект был достигнут благодаря взгляду Белла, который заставлял всех вокруг испытывать страх. Съёмочная группа даже тестировала этот самый взгляд на незнакомых людях, которые сразу терялись, — тогда и стало понятно, что внешнее сходство далеко не главное.
В картине, помимо Белла, также снялись две замечательные актрисы. Со звездой подростковой мелодрамы «Пышка» Даниэль Макдональд режиссёр познакомился еще на съёмках своего короткометражного фильма, после чего сразу понял, что именно она должна сыграть жену Уайднера. Также в картине в совершенно новом для себя амплуа появляется Вера Фармига («Заклятие», «Мне бы в небо»), воплотившая на экране образ «мамы» нацистской группировки. Режиссёр сказал, что его радости не было предела, когда Фармига ответила, что мечтает сыграть нечто вызывающее и свободна на время съёмок.
«Кожа» — действительно важное кино, которое выглядит очень ярко на фоне берлинской программы. Единственная проблема в том, что премьера фильма состоялась в сентябре на кинофестивале в Торонто. Если Берлин начинает собирать объедки (пусть и качественные) других киносмотров, то что-то действительно пора менять. Впрочем, в следующем году фестиваль будет проводиться под руководством новых директоров, и есть шанс, что программа претерпит изменения.