Драму «Божественную любовь», премьера которой прошла недавно на кинофестивале «Сандэнс», снял бразильский постановщик Габриэль Маскаро. Это его третье художественное высказывание после ленты «Ветры августа» 2014 года, взявшей награду кинофестиваля в Локарно, и «Неонового вола», удостоившегося специального приза в Венеции. В своём новом фильме он размышляет о самом непростом виде любви — любви к богу.
Сюжет переносит нас в Бразилию 2027 года. В обществе прочно закрепилось религиозное сознание. Исповедаться можно прямо на автомойке, а в ночных клубах проходят вечеринки, воспевающие любовь к Богу. Джоана работает нотариусом по бракоразводным процессам, а в свободное время занимается тем, что посещает религиозную группу по сохранению семьи (куда приводит и своих клиентов). Она полностью посвятила себя служению Господу и ждёт от него знак, но вместо этого её собственный брак, а вместе с тем и вера, подвергаются серьёзным испытаниям.
Главная героиня, которую сыграла бразильская актриса Дира Паис, не пытается противостоять системе, как это принято для антиутопий. Напротив, она является её важной частью, а в роли антагониста выступает её собственная вера. «Мне интересно создавать персонажей с отличными от моих ценностями, так как я верю, что сквозь наши различия можно открыть то, что нас объединяет. Я хотел создать человечное кино с той целью, чтобы почувствовать себя ближе к персонажу, которого мне сложно принять» — говорит о Джоане режиссёр фильма.
Габриэль Маскаро анализирует существующую ныне в стране реальность и вместе с тем поднимает актуальные для всего мира вопросы о ценности семьи и брака, о воздействии государственного устройства на человеческое сознание и вскользь проходится по бюрократии. «Сейчас очевидно, что для Бразилии существует новый план развития, тот, которым руководят мощный консерватизм и религия. В своём фильме я аллегорически показываю неправдоподобное будущее, чтобы рассказать о настоящем. Вместо того, чтобы показывать такие традиционные стереотипы о церкви, как принуждение к пожертвованиям и отмывание денег, мой фильм фокусируется на философском устройстве власти» — отмечает Маскаро.
Визуально «Божественная любовь» также не лишена божественного прикосновения. За футуризм в фильме отвечает мягкий неоновый свет, однако в целом мир, обрисованный на экране, мало отличается от того, в котором мы живём. Разве что технологии стали более продвинутыми, а чтобы определить беременность, теперь не надо делать тест, зачатие может считать турникет при входе в здание. К слову, оператором фильма выступил Диего Гарсиа, до этого уже работавший с режиссёром на съёмках фильма «Неоновый вол», а также снимавший дебют Пола Дано «Дикая жизнь» и «Наше время» Карлоса Рейгадаса.
«Божественная любовь» — красивое, эротичное, местами невыносимое и животрепещущее кино. Такое зачастую разделяет критиков и зрителей в оценках, но в любом случае привлекает внимание.
Уже летом фильм выйдет в российский прокат.