«Извержение вкуса», реж. Питер Стриклэнд
Гастрономическая сатирическая трагикомедия без пищи для ума.
В программе Encounters в первый день фестиваля прессе показали фильм британского режиссёра Питера Стриклэнда («Маленькое красное платье», «Герцог из Бургундии»). События Flux Gourmet разворачиваются в арт-резиденции под руководством Джейн Стивенс (Гвендолин Кристи), дамы высоких вкусов и стандартов, которая время от времени приглашает избранные творческие команды на оттачивание мастерства. Отбор считается делом престижным, и позднее станет камнем преткновения, ведь изгои не будут тихо скрывать своей зависти. Месячная практика достается кулинарному коллективу (Ариана Лабед, Эйса Баттерфилд и Фатма Мохамед), занимающегося техникой «звукового кейтеринга», а творческий процесс берется документировать греческий писатель (Макис Пападимитру), у которого совсем некстати обострились серьезные проблемы с желудком. Но дискомфорт здесь испытывает не только он.
Что хорошо: Питер Стриклэнд начинает разговор со зрителем на очень интимную тему, которую мы стараемся оставить за дверьми ванной комнаты. Когда у тебя проблемы с желудком, то уж извини, ни о чем другом ты практически думать и не можешь. При этом в картине присутствует и конфликт между двумя властными женщинами, и спор о творческой креативности vs технике исполнения, и всевозможные сексуальные подтексты (например, после удачных перформансов коллектив устраивает оргии). Главные актеры этому процессу отдаются целиком и полностью и выдают необычных персонажей, у которых есть прошлое, настоящее и будущее.
Что плохо: Картина определенно не доводит высказанные мысли до конца. Открытый финал – да пожалуйста, только хотелось бы понять, о чем мне после него можно задуматься. Игра с пищевыми звуками и немного болезненным светом выглядит как показная интерактивная инсталляция, и опять же – бессмысленная. Тут становится понятна ведущая роль документалиста с тяжелым пищевым расстройством: через такую призму субъективного дискомфорта просто не складывается полноценной и притягательной истории.
Смотреть?
Можно обойти стороной в прокате, но если будут проблемы с желудком, то вы наконец-то найдете фильм, который вас отлично поймет.
«Обе стороны лезвия», реж. Клер Дени
Нагнетающая и неожиданно ироничная драма о женщине, которая разбивает всем сердце.
В основной программе одним из первых показали фильм Клер Дени с ее любимыми актерами в ведущих ролях. По сюжету Сара (Жюльетт Бинош) и Жон (Венсан Линдон) по-настоящему любят друг друга. Они счастливы в браке уже 10 лет, за которые им пришлось пройти через многое: бросить своих прежних партнеров и остаться вместе после окутанного тайной тюремного заключения Жона. Пара живет в Париже, занимается обычными делами. Сара работает на радио, где освещаются важные социальные повестки, Жон закупается продуктами в любимом магазине и делает попытки воспитывать сына от прошлого брака. Жизнь идет своим чередом, пока Жон не решает возобновить тесное общение с другом Франсуа (Грегуар Колен), по совместительству бывшим партнером Сары. Avec amour et acharnement – третий проект, в котором режиссер Клер Дени сотрудничает с писательницей Кристин Анго. Вместе они также написали «Впусти солнце» с Жюльетт Бинош в главной роли.
Что хорошо: Чем больше я думаю о фильме, тем больше нахожу в нем эмоциональной отдачи, которая поражает именно постфактум. Очень любимая всеми на Берлинале Клер Дени не приукрашивает здесь ни единой эмоции. Если нужно изобразить счастье, то мы получим лучезарную картинку двух любящих людей на фоне мелодичной музыки. Но любовный треугольник выстраивает совершенно другую атмосферу, практически повторяя психологический триллер: камера либо устанавливает угол зрения с высоты птичьего полета, либо по пятам крадется за героями. Тяжелая музыка, нависающие тучи и полуосвещенные комнаты – радость и легкость уходят моментально. Финальный акт беспощаден к героям, но, что удивительно, неожиданно ироничен.
Что плохо: В картине не будет клишированных счастливых концов, а только отношения, какими они часто бывают: с недоговорками, правдивым враньем и отчаянными жалкими раскаяниями. Определенно, второстепенные сюжетные линии, хоть интересные и социально актуальные, будут казаться неуместными для основной истории, но конец расставит все части пазла на нужные места. Это фильм тяжелый и местами ужасающий, и не всем захочется искать в нем положительные моменты.
Смотреть?
Да, картину можно и нужно ожидать в прокате, но при условии, если вы готовы не бросать ее после просмотра, а осмыслить, переварить и обдумать. Хорошо это или плохо – решать вам.
«Любовь по вызову», реж. Софи Хайд
Свежая, как мятная конфетка, камерная комедия о секс-работнике и замкнутой в себе бывшей учительнице религиоведения.
В рамках программы Berlinale special состоялась европейская премьера фильма Good Luck to You, Leo Grande режиссера Софи Хайд с Эммой Томпсон и Дэрилом МакКормаком.
В комнате чисто и убрано, из мини-бара вытащено дорогое шампанское и только-только куплено шелковое нижнее белье – с несдернутой биркой. 55-летняя вдова (Эмма Томпсон), бывшая учительница религии в уютной бежево-бирюзовой комнатке отеля с трепетом и огромной тревогой ожидает Лео Гранде (Дэрил МакКормак), очаровательного, недешевого и очень проницательного секс-работника. За несколько судьбоносных встреч героям удается круто поменять свои представления о себе и о друг друге и освободиться от оков заточения: для каждого своих.
Что хорошо: Картина настолько очаровательна и целостна, что вряд ли оставит кого-то равнодушным. В фильме царит невесомость, игривость и полная отдача моменту. Легкий кокетливый саундтрек лишь облагораживает сперва напряженные отношения главных героев, а игра с контрастными цветами, особенно в гардеробе Нэнси и Лео, помогает проникнуть в их внутренний монолог. Дуэт Эммы Томпсон и Дэрила МакКормака работает во всех самых нужных смыслах. Актеры, полагаясь на бодрый и динамичный сценарий Кэти Брэнд, умудряются создать на экране баланс комичного, душевного и интимного, не заходя за границу с клишированными тропами для персонажей противоположных полов. Даже эротические сцены сняты очень трепетно, с какой-то невероятной заботой и с деталями во всех нужных местах. Героиня Эммы Томпсон настолько открыта зрителю, что ее постепенное раскрепощение и освобождение от всевозможных предвзятых сексуальных оков ощущаются наравне с взятием золотой медали на Олимпийских играх.
Лео Гранде, удивительно центрированный и эмпатичный герой, при первой встрече кажется просто пределом совершенства. Держитесь, но он со своими клиентами может просто взяться за руки на пару часов, посмотреть на диване телевизор или – для контраста – переодеться в кошку и пару часов вас игнорировать… словом, желание клиента, а точнее, его фантазия – закон. Но режиссер Софи Хайд настоятельно обращает внимание: при всей кажущейся идеальности, Лео не сильно отличается от нас. Когда никто не видит, он изучает свое отражение в зеркале, пытаясь отыскать настоящего человека за созданной персоной. В общем, это двойное character study (англ. изучение кинообраза) – смешное, грустное, смелое и многозначительное.
Что плохо: Критикам все всегда хочется покритиковать, но стоит ли?
Смотреть?
Да! Картину определенно стоит ждать в прокате, а в ожидании готовиться к охам и вздохам по «новому любимому секс-работнику в кино». И почему все не могут быть немножко как Лео Гранде или, по крайней мере, как Эмма Томпсон?..