-
«Алькаррас», реж. Карла Симон
В этом году своего Золотого мишку получила семейная драма «Алькаррас» испанской постановщицы Карлы Симон. А ведь только в 2017 году ее фильм «Лето 1993-го» удостоился премии за лучший дебют на Берлинском фестивале. В этот раз победитель, кажется, угодил почти всем.
Как и в «Лете 1993-го», в «Алькарассе» Карла ставит в центр внимания семейные отношения. По сюжету семья Соле, проживающая в каталонской деревне Алькаррас, однажды узнает, что на их участке хотят вырубить персиковые деревья и вместо них поставить солнечные панели. Разные поколения по-разному реагируют на ситуацию, что вызывает раскол внутри большой семьи. Если задуматься, то сюжет весьма близок знакомому нам чеховскому «Вишневому саду».
Для самого режиссера история невероятно близка, ведь ее семья занималась выращиванием персиковых деревьев в Алькаррасе. И такая связь с материалом побудила Карлу в создании фильма сделать упор на аутентичность картины. Она работала с непрофессиональными актерами из района Алькаррас, которые по-настоящему привязаны к этой земле и могут говорить на специфическом именно для этого места диалекте. Помимо важной семейной истории, в фильме также ставятся вопросы о современном сельском хозяйстве, конфликте поколений и сохранении традиций.
-
«Фильм писательницы», реж. Хон Сан-су
Гран-при жюри завоевала картина «Фильм писательницы» почетного участника и несомненного любимца Берлинского фестиваля Хон Сан-су. Его показывали одним из последних среди участников основного конкурса, но он точно оказался не последним по значимости. Вообще, для Хон Сан-су это далеко не первая награда на Берлинале. В его копилке уже есть Серебряный медведь за режиссуру «Женщины, которая убежала», Серебряный медведь за сценарий «Вступления». Немудрено, что и сам режиссер в этом году был искренне удивлен очередной победе, но пообещал продолжать делать то, что он так хорошо делает сейчас. Да и любят его не только судьи и критики, но и обычные зрители.
Именно стиль Хон Сан-су отличает его от многих представителей азиатского минимализма в кино. Его повествование предполагает эпизодичность сюжетов внутри главной истории, симметрию и повторение событий, стремление к реалистичности, но не документалистике. При этом режиссер отмечает, что он старается сохранять дистанцию между тем, что происходит в фильме и своей жизнью. Сценарии Хон Сан-су пишет в день съемок, что обеспечивает актеров структурой, но в то же время оставляет много места для спонтанности. Да и практически всегда режиссер предпочитает работать со знакомыми актерами, как например, с любимицей Ким Мин-хи.
«Фильм писательницы» повествует об известной романистке Чжун-хи, которая потеряла желание писать. Она посещает книжный магазин давней знакомой, а затем встречается с кинорежиссером, который когда-то отказался экранизировать ее книгу. Гуляя в парке с ним и его женой, она сталкивается с молодой актрисой Гил-су, и обе очень быстро находят общий язык. Писательница решает воплотить давнюю мечту и снять фильм, а на главные роли обязательно поставить актрису и ее мужа. Снятая в черно-белом стиле картина может стать отличным первый знакомством с творчеством Хон Сан-су. В нем есть многое, за что зрители так любят фильмы режиссера, а в рефлексии на тему творческого процесса, жизненного пути и отношений между мужчиной и женщиной каждый может найти для себя что-то близкое.
-
«О Джоан», реж. Лорен Ларивье
В программе фестиваля Berlinale Special показали фильм À propos de Joan («О Джоан») с неповторимой Изабель Юппер в главной роли. В этом году Берлинале и все его гости очень хотели при личной встрече отдать актрисе дань уважения и вручить почетного Золотого медведя, которым Берлинале отмечает значимые фигуры в мире кино. Награда дается за исключительную артистическую карьеру и вручается гостю церемонии. К сожалению, перед самой премьерой фильма у актрисы выявили ковид, но она смогла подключиться к церемонии награждения из Парижа.
Изабель Юппер можно смело назвать одной из величайших актрис современности. При этом она, кажется, играла в фильмах режиссеров со всей планеты и всемирную известность обрела отнюдь не благодаря Голливудским блокбастерам. На Берлинском фестивале в далеком 2002 году актриса получила награду за выдающиеся артистические достижения (в составе актерского ансамбля) за фильм «8 женщин» Франсуа Озона, который в этом году приехал на основной конкурс с фильмом «Петер фон Кант».
Новый фильм «О Джоан» Лорена Ларивье раскрывает историю жизни Джоан Верры, которую она рассказывает от своего лица, ломая четвертую стену между экраном и зрителем. Когда первая любовь неожиданно врывается в жизнь женщины, Джоан отправляется в сюрреалистичное путешествие по фрагментарным и иногда запутанным моментам своей интересной, но во многом и трагичной жизни. Самые малые прикосновения и самые огромные потери сплетаются в единый сюжет, который кого-то способен тронуть до глубины души, а кого-то смутить свой видимой беспорядочностью.
Кстати, фильмы секции Berlinale Special обязательно понравятся любителям кино для широкой публики. В прокате можно будет ожидать такие картины, как «Борьба со льдом» с Николаем Костер-Вальдау, «Наряд» с Марком Райлэнсом, Зои Дойч и Диланом О’Брайеном, «Любовь по вызову» с Эммой Томпсон, «Черные очки» – достойное возвращение к режиссерскому креслу легендарного постановщика «Суспирии» Дарио Ардженто, «Невероятно, но правда» Квентина Дюпьё и др.