Группу подростков терроризирует сумасшедший маньяк, скрывающийся под маской… Счастливая семья, въехавшая в старинный особняк, слышит по ночам странные шорохи и скрипы… В маленького ребёнка вселяется демоническая сущность, которую необходимо изгнать, пока она полностью не захватит разум жертвы… Звучит знакомо, правда? Жанр хорроров, достигший своего расцвета в 70-80-е годы прошлого века, быстро выработал свои клише, в наше время уже изрядно поднадоевшие зрителям. Поэтому современным кинематографистам каждый раз приходится придумывать что-то совершенно новое, чтобы напугать искушенного зрителя. В нашей новой подборке – нетипичные хорроры, обыгрывающие классические каноны.
Другие (2001)
В уединённом особняке молодая женщина Грейс в исполнении Николь Кидман живёт вместе с сыном и дочерью, дожидаясь возвращения мужа с войны. Дети страдают редким заболеванием: они не выносят солнечного света, поэтому в доме всегда царит полумрак. С появлением в доме новых слуг жильцы начинают слышать странные звуки и даже видеть других людей. Однако вскоре Грейс предстоит выяснить, что она боится совсем не того – или не тех.
Хижина в лесу (2011)
Пятеро молодых людей, среди которых «учёный», «шут», «атлет», «шлюха» и «девственница», приезжают на уикенд в заброшенный лесной домик. Завязка постмодернистского хоррора Дрю Годдарда намеренно повторяет завязку культовых «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми, чтобы позднее как следует расквитаться с надоевшими клише. Очень скоро ребятам предстоит узнать, что стандартные сюжетные повороты в хоррорах происходят не просто так, а под хижиной находится целая подземная лаборатория, под завязку набитая всеми монстрами, которых только придумало человечество. Цель всего происходящего – кровавое шоу для одного-единственного заказчика.
За бродом (2013)
Итальянский хоррор «За бродом» сочетает в себе псевдодокументальность «Ведьмы из Блэр» и стилистику фильмов Animal Planet. Главный герой – зоолог, который исследует леса на границе между Италией и Словенией. Он устанавливает в лесу камеры, чтобы следить за животными. Просматривая плёнку, он замечает какое-то странное место, куда, естественно, решает направиться. Герой натыкается на заброшенную деревню, в которой, как ему скоро предстоит убедиться, обитает нечто зловещее. Параллельно с этой развивается история пожилой семейной пары. В финале обе линии соединятся, чтобы привести медитативную, почти лишённую диалогов историю к логическому завершению.
Весна (2014)
После смерти матери молодой человек Эван приезжает в Италию, чтобы привести мысли в порядок. Там он знакомится с прекрасной девушкой Луизой, которая становится его возлюбленной. Звучит как начало жизнеутверждающей мелодрамы, не так ли? Однако любовная история обернётся ночным кошмаром, когда Эван узнает, что Луиза совсем не та, за кого себя выдаёт.
Вопль (2016)
Южнокорейский хоррор «Вопль» ломает все жанровые клише, запутывая зрителей и бросая их от одной версии происходящего к другой. В отдалённой лесной деревушке начинается странная эпидемия – люди сходят с ума, покрываются язвами и убивают своих родных. Местный полицейский всё сильнее втягивается в это дело, когда одной из заражённых становится его дочь. Перед таинственными событиями в деревне появился загадочный японец и странная девушка. В том, кто из них виноват в случившемся, и главный герой, и зритель будут сомневаться до самого финала.
Спокойной ночи, мамочка (2014)
Австрийский хоррор, в оригинале носящий название детской игры «Я вижу, я вижу», рассказывает о двух близнецах, Элиасе и Лукасе. Их мать возвращается домой после пластической операции. Её лицо замотано бинтами, а поведение с каждым днём становится всё более и более странным. Мальчики начинают подозревать, что под бинтами скрывается совсем другой человек. «Спокойной ночи, мамочка» не собирается пугать вас скримерами и давать ответы на все вопросы. Этот фильм медленно погружает зрителя в атмосферу ужаса и неопределённости, когда становится уже непонятно, кто более безумен: незнакомка, притворяющаяся матерью (или всё-таки настоящая мать?), или готовые пойти на всё детишки.
Обитель теней (2017)
Действие испано-американского хоррора с Аней Тейлор-Джой строится вокруг матери с четырьмя детьми, которые, скрываясь от чего-то, приезжают в старинное поместье. Однако скоро мать умирает, и тогда дети принимают непростое решение – скрыть её смерть от окружающих, чтобы не попасть в приют. Старшему сыну вот-вот должен исполниться 21 год, и тогда он сможет взять братьев и сестру под опеку. Однако со смертью матери в доме начинают происходить странные вещи. Фильм, начавшийся как традиционный хоррор о доме с привидениями, намеренно путает и уводит зрителя в сторону, чтобы в финале обернуться совершенно другой историей.
Коко-ди, коко-да (2019)
Главные герои сюрреалистического шведского хоррора – семейная пара, пережившая смерть дочери. Пытаясь вернуть былую гармонию в отношениях, они отправляются в путешествие. В лесу герои сталкиваются со странными артистами цирка, которые изощрённо издеваются над парой, чтобы… на следующий день начать всё заново. Заевшая в начале фильма детская песенка точь-в-точь отражает концепцию фильма. Герои попадают в кровавый день сурка, чтобы погрузиться в пучины человеческого страха и отчаяния.
В тихом омуте (2019)
Главный герой криминального хоррора «В тихом омуте» – детектив Грег Харпер, который расследует исчезновение ребёнка, напоминающее преступление многолетней давности. В семье у Харпера полный разлад: жена изменила ему и теперь тщетно пытается вернуть былое счастье, пока их сын всё больше и больше отдаляется от родителей. Однако эти проблемы не идут ни в какое сравнение с тем, что однажды герои понимают, что в доме, кроме них, есть кто-то ещё. Фильм делится на две сюжетные части, одна из которых нагнетает саспенс и задаёт вопросы, а вторая – даёт ответы. В финале картина умело расправится с одним из самых набивших оскомину жанровых клише – каким именно, узнаете после просмотра.
Солнцестояние (2019)
Темнота пугает нас неизвестностью. А вот можно ли бояться чего-то, что всё время находится на ярком солнечном свете? Оказывается, ещё как можно. Студентка Дэни, недавно потерявшая семью, вместе со своим парнем и его друзьями отправляется в уединенную шведскую общину на празднование дня летнего солнцестояния. Однако дружелюбие членов общины скоро станет пугающим, а залитое солнцем бескрайнее поле – не менее опасным, чем погружённый во мрак зловещий лес.