По какому принципу строится трейлер и может ли меняться структура в зависимости от проекта?
Современный трейлер строится по классической трехактной структуре. Первый акт – это опенинг, какая-то интересная сцена, которая может сразу завлечь зрителя, подготовить его к просмотру основного трейлера. В зависимости от жанра: в хорроре это может быть сразу напряженный момент, в комедии – смешной диалог и так далее. Главное, чтобы эта сцена захватила внимание зрителя и не дала ему выключить трейлер. Второй акт уже должен начинать раскрывать историю, погрузить зрителя в нарратив. Рассказать, что за персонажи в этом фильме, какая у них задача, есть ли там антагонисты, в общем, расставить персонажей на шахматной доске. Третий акт становится финальным по эмоциям и накалу страстей. Тут уже сюжетные линии выводим на пик, сталкиваем героев лбами, интенсивно закручиваем диалоги и повышаем градус трейлера. А дальше название фильма, карточка с датой и, возможно, сцена после титров. Как правило в этой сцене может быть шутка или экшен, которые ставят точку, как вишенку на торт. Например, в трейлере «Изгой-один: Звездные войны. Истории» в сцене после титров всего на две секунды появляется дыхание Дарта Вейдера, от которой фанаты должны были подпрыгнуть. В «Первом мстителе: Противостояние» после основного трейлера появляется сцена с Человеком-пауком, которого специально не показывали до этого.
Это очень интересная фишка, которую часто используют, чтобы максимально классно и выразительно продать фильм. Классическая структура меняется редко. Принято разделять два поджанра – трейлер и тизер. Тизер хронометражем 1-1,5 минуты мы видим в начале рекламной кампании крупного фильма. Он не несет в себе задачи рассказать про сюжет и героев. Он просто показывает какой-то мир, общее настроение проекта, бросает пару фраз и красиво резко завершается. Хороший пример тизера был к фильму «Бегущий по лезвию 2049». Там рекламная кампания начиналась с атмосферного классного тизера, где Райан Гослинг под музыку расхаживал по кибергороду будущего, а потом приходил в пустыню, нажимал на клавишу пианино и выходил Харрисон Форд ему навстречу. То есть задача этого ролика не рассказать историю, а показать, какой мир будет в этом мире, показать операторскую работу, музыку, двух главных героев и на этом закончить. Обычные трейлеры в своей трехактовой структуре работают классически.
Пример «вишенки на торте» в трейлере к фильму «Первый Мститель: Противостояние» (смотреть до конца):
Существуют ли оговоренные сроки, количество выпускаемых тизеров и трейлеров?
У каждой рекламной кампании свои сроки, но в среднем, если это крупный проект, то начинается минимум за полгода, а то и за год. Сроки зависят от мировой ситуации и от того, что продюсеры запланировали показать нам. Что подготовили вкусного, а что решатся оставить на опыт зрителей, который окутает их уже в кинотеатре. У крупных проектов это два трейлера, у очень крупных (например у «Звездных войн») могут быть тизер и 2-3 трейлера. То же самое произошло и с «Черной вдовой»: до карантина было два трейлера, а после еще один, чтобы зрители снова вспомнили про этот фильм. Задача третьего трейлера – показать самое сочное и классное, чтобы финально завлечь зрителя. В третьем трейлере всегда самая дорогая музыка, классные кадры, все герои в сборе и так далее. Судя по анализу российского рынка, то у нас обычно 1-2 трейлера к релизу. Есть и исключения, к примеру «Серебряные коньки», где у нас было аж четыре промоматериала: тизер и три трейлера. Я очень горжусь, что ребята из компании «Кинослово» сняли настолько масштабное, яркое и насыщенное кино, что материалы из него позволили грамотно растянуть рекламную кампанию на год.
Финальный трейлер Андрея Солодовникова к фильму «Серебряные коньки»:
Как вы считаете, сильно ли трейлер может повлиять на успех или провал фильма, поменять аудиторию?
Трейлер сейчас в меньшей степени влияет на успех или провал проекта, чем иные факторы. Куда больше повлиять могут неосторожные высказывания продюсеров или режиссеров, батлы с фанатами, негативные реакции в социальных сетях, склоки на YouTube. Сейчас у многих крупных проектов есть своя фанатская база, которая придумала себе фильм мечты. И они могут поставить дизлайк трейлеру, просто потому что он не репрезентует тот фильм, который они себе в голове построили. К примеру, у «Ведьмака» на Netflix была классная трехмерная кампания. Мне лично сериал очень понравился, хотя я не фанат, но я знаю много людей из хардкорной аудитории, которым совершенно не зашел ни трейлер, ни сериал, потому что Ведьмак не был представлен так, как он написан у Сапковского в книге или как в известной игре. У фанатов случился культурный диссонанс и они стали отторгать трейлер.
Потенциальную аудиторию фильма трейлер поменять не может, зато может усилить. Например, я могу не является фанатом какой-то книги, но при просмотре трейлера грядущей экранизации мне понравится, как это смонтировано, и у меня появится желание приобщиться к этой вселенной и узнать про нее побольше. Интересно сделанный трейлер может помочь зрителю окунуться в новый мир. То есть, если вышел трейлер «Звездных войн», фанаты никуда не денутся. Но к ним может примкнуть маленький отряд, который зацепит эта вселенная.
Трейлер сейчас в меньшей степени влияет на успех или провал проекта, чем иные факторы.
Какой трейлер является для вас любимым среди ваших и чужих работ?
На сегодняшний день мой любимый трейлер, который я пересматривал множество раз, – это второй трейлер к фильму «К звездам» с Брэдом Питтом. Он особенен тем, что там используется одинокая скрипка как основной фундамент построения музыки. Именно скрипка перетягивает на себя все внимание и погружает нас в историю отца и сына. Это сделано очень креативно, глубоко и отлично отображает утонченность европейского кинематографа. Среди своих трейлеров нет любимых работ, они все пропитаны уважением к клиентам и к нашей совместной работе над рекламной кампанией. Но легче и комфортнее всего было делать трейлеры к фильмам «Огонь» и «Серебряные коньки». Просто потому, что я особенно прочувствовал и полюбил эти материалы.
Второй трейлер к фильму «К звездам» на языке оригинала:
В скором времени в Московской школе кино стартует ваш курс о трейлерах. Но есть ли формулы успеха у этой деятельности или тут присутствует огромная доля искусства и должен быть талант?
Две недели назад у нас уже отучилась первая группа студентов. У нас было порядка 15 человек, и все они показали высокий уровень креатива и творчества. Приятно, что на первом же нашем курсе собрались такие взрослые люди, с пониманием монтажа, которым нужно было помочь отточить технику. Мы высказали адекватную критику на дипломной защите, чтобы ребята смогли превратить свои минусы в плюсы. В будущем ожидаю новую волну студентов и всех, кто интересуется трейлермейкингом. Если среди читателей Киноафиши есть, кто желает обучиться этой профессии, то подписывайтесь на Московскую школу кино и следите за новостями о старте второго потока.
Я бы не сказал, что талант играет огромную роль в успехе трейлермейкера. Это больше такое гибридное состояние, когда ты делаешь несколько вещей очень хорошо. Во-первых, нужно уметь общаться со своими клиентами, чтобы понять, чего они хотят, и сделать лучший вариант трейлера по итогу. Во-вторых, очень важны насмотренность и наслушанность. Нужно слушать разную музыку и смотреть множество фильмов, чтобы понять, как работают жанровые структуры, что сейчас в тренде, что уже не популярно, какие старые хиты можно осовременить. В человеке должна присутствовать аудиовизуальная база знаний, иначе у трейлермейкера будут огромные проблемы при выборе музыки и общего стиля.
В человеке должна присутствовать аудиовизуальная база знаний, иначе у трейлермейкера будут огромные проблемы при выборе музыки и общего стиля.
Вы пишете сценарий трейлера или в нем нет необходимости?
В Голливуде, например, писать сценарии к трейлерам – это частая практика. Сценаристы, как правило, работают с клиентами и трейлермейкеру дают готовый документ, в котором прописаны стилистика, какие сюжетные линии нужно продвигать и так далее, а монтажеру остается только собрать все это воедино. Но бывают случаи, когда ничего этого нет и придумывать приходится на ходу. Когда трейлер не нужно создавать в спешке, то можно подумать над сценарием, а когда сроки сжатые, то вся структура придумывается быстро. В этом еще одна сложность работы трейлермейкера: нужно быть креативным, не бояться своих решений и отстаивать их. В конечном счете не важно, есть сценарий или нет, главное, чтобы работой были довольны вы и клиент.
Бывало ли с вами такое, что вы смонтировали трейлер, а фильм в итоге имел совершенно другую тональность? Или, может, видели такие случаи у других?
Все мои трейлеры имеют тот же жанр, что и фильмы. Я не стараюсь сделать из драмы комедию, а из комедии фантастику, тем самым жестко обманув зрителя. Все-таки у нас рынок чувствительный, и продюсеры стараются выработать определенную честность. Поэтому, если у нас фильм в жанре драмы, то трейлер сразу отображает это, мы не перевираем смыслы. Например, я делал трейлер к фильму «Огонь», там были экшен и драма. Соответственно у нас была возможность сделать и лирику, и экшен, тем самым продав фильм двум аудиториям. Тем, кто хочет посмотреть на драматическое героическое событие, и тем, кто хочет увидеть хорошие спецэффекты. В Голливуде есть известный пример «Отряд самоубийц», когда первый трейлер имел очень мрачную тональность, но в процессе рекламной кампании второй трейлер смонтировали иначе и сделали его фановыми и ярким. А руководству компании так это понравилось, что они всю последующую рекламу стали выстраивать в таких же тонах. И сам фильм перемонтировали, градус жестокости и мрачности сильно снизили.
Любители трейлеров ради интереса могут сравнить тональность первого и второго трейлеров к фильму «Отряд самоубийц»:
Насколько трейлермейкер ограничен различными факторами? То есть вам дают материал и вы творите, как видите, или вам диктуют: «Только такую песню, больше драматичных криков Петрова, используй темно-серые тона» и так далее?
К счастью, продюсеры, с которыми я работаю, просто говорят: «Сделай классно». Бывают случаи, когда продюсеры очень активно участвуют в создании трейлера, комментируют, предлагают решения. Мы отлично поработали с ребятами из Bubble над «Майором Громом» и c создателями «Серебряных коньков». Это были большие проекты, и каждым трейлером нужно было показать какой-то определенный кусочек фильма, передать настроение для разных целевых аудиторий. Поэтому там с продюсерами обсуждались детали и использовались те решения, которые удовлетворяли всех. Были просьбы что-то сделать ярче, темнее, создать ту самую атмосферу. Прорабатывалась каждая мелочь, чтобы трейлер был шикарным и интригующим.
Как выбирается музыка для трейлера? Все-таки песня, которую выбирают для рекламного ролика, порой оказывается практически гимном фильма, и ее слушают еще очень продолжительное время.
Это очень хороший и объемный вопрос. Искать музыку для трейлера – это как прыгнуть в океан и, пока хватит дыхания, искать там жемчужины. Если начнешь задыхаться, то нужно вынырнуть, а потом попробовать снова. Бывает, ищешь музыку неделями, а бывает, всего пару часов. Трейлермейкер обязан быть на острие музыкальной моды, он должен быть подписан на крупные лейблы и постоянно слушать, мониторить, что происходит с музыкой и жанрами. Очень классно, когда ты находишь в фильме какой-то отголосок. Например, в «Огне» Тихон Жизневский поет песню группы «Руки вверх», и когда я посмотрел фильм, чтобы подготовить трейлер, то подумал, что классно было бы начать его с этой песни. Я жестко зацепился за эту идею и рассказал о ней режиссеру проекта Алексею Нужному. Буквально через пару суток у меня уже был трек для работы, записанный Жизневским. Обожаю такие эксперименты, и когда они получатся, то все оказываются очень довольны. Ради этого работаем и живем.
Трейлер Андрея Солодовникова к фильму «Огонь»:
Искать музыку для трейлера – это как прыгнуть в океан и, пока хватит дыхания, искать там жемчужины.
К каким будущим проектам мы увидим трейлеры, созданные вами?
Сейчас много трейлеров в разработке, и я не могу о них рассказать. Плюс специфика трейлермейкера в том, что готовый трейлер еще могут не принять. И даже если его примут, он может пойти на закрытые кинорынки и обычные зрители его не увидят. В целом сейчас ведется работа над пятью фильмами. Могу рассказать о финализированном и ожидаемом мною трейлере, которым я очень горжусь. Он сделан к фильму «Ампир V», основанному на романе Пелевина. Кино действительно классное, и я очень горжусь работой над трейлером, надеюсь, скоро он выйдет в свет.
Работа над трейлером фильма и трейлером сериала сильно отличается?
На самом деле, отличий немного. При создании трейлера к фильму нужно учитывать, что в картине может быть много компьютерной графики, которая будет не готова к старту рекламной кампании. Тогда приходится искать обходные пути, не беря в работу интересные, но неготовые куски. А сериалы более длинные по хронометражу и имеют больше пространства. При работе с ними приходится отбирать диалоги и кадры практически с лупой. Чтобы сделать крутой трейлер сериала, нужно сильнее заморачиваться в музыке, монтаже и работать скрупулезнее.
И напоследок дайте совет начинающим трейлермейкерам.
Помимо того, что нужно уметь монтировать и знать тренды, также необходимо быть смелыми, хладнокровными и умными. Нужно правильно понимать свою роль, взвешивать свои силы и быть хорошим дипломатом. Важно слушать продюсеров, но и уметь объяснить, отстоять свою позицию. Все-таки вы креативный человек и от вас ждут видения. Но вырабатывать его нужно правильно и вдумчиво, несколько раз подумать, прежде чем высказать свою идею, чтобы она не обескуражила продюсера. Без уверенности в себе успеха не будет.