Последние две недели студия Paramount была под пристальным вниманием. Чуткие на падаль репортёры держали каждый день нос по ветру. В прошлый четверг в New York Times даже появился лонгрид под названием «Paramount была горой Голливуда, теперь это кротовий холмик». Все ждали серьезного скандала или шокирующей новости. Многие были уверены, этой новостью станет изгнание из рая Paramount Джей Джей Абрамса и его производственной компании, которая ищет новый дом. Не угадали.
Во вторник, 22 января, представители конгломерата Viacom, которому принадлежат студия Paramount и еще с пару десятков других компаний, объявили о том, что они покупают за 340 млн долларов стриминговую платформу Pluto TV. Как написали про это событие во всё той же New York Times, перед нами самый большой цифровой прорыв за историю стриминговых платформ.
В страшном мире, где каждая киностудия-мейджор пытается вылепить собственный «нефтликс» внезапно вылупился новый игрок. Очень серьезный игрок.
Pluto TV появились в Сети пять лет назад. Сразу на всех платформах - Apple, Amazon, Android TV, Chromecast, Playstation, Roku и тд. Более ста бесплатных интернет-каналов с отборным и дорогим контентом (от DIscovery, NBC, CBS и т.д), окупаемым исключительно за счёт рекламы. Включая отдельный канал для фильмов студии Asylum. В 2017 году стало известно, что у платформы уже больше 6 миллионов постоянных пользователей в месяц. В 2019 году, когда постоянных зрителей было уже больше 12 млн, её купили за 340 млн долларов.
У вас возникнет справедливый вопрос - а при чем тут, собственно, студия Paramount? Ответ, к сожалению, не уложится в пару строк. Начнем издалека. Студия Paramount - собственность медийного конгломерата Viacom, владеющего также CBS, Comedy Central, MTV, Nickelodeon, Black Entertainment Television. И еще 170 телеканалами с аудиторией в 700 миллионов подписчиков. Деньги, которые зарабатывает студия Paramount, хорошие, но на фоне телевизионного бизнеса конгломерата в 160 странах - недостаточно хорошие.
Все прекрасно помнят, что покупка Paramount в 1993 году - персональная блажь создателя конгломерата Viacom Самнера Редстоуна, который хотел метафорически отомстить старому Голливуду, где его долгие годы отказывались принимать «за своего». Редстоун держал киностудию в ежовых рукавицах, будучи в конфронтации с каждым режиссером и продюсером, кто мнил себя звездой. Достаточно вспомнить, кого изобразил Том Круз в фильме «Солдаты неудачи» под именем Леса Гроссмана. Да, это собирательный образ продюсера, но от Редстоуна там немало.
Но Самнер Редстоун любил свою киностудию. Падение Paramount началось в 2016 году, когда в ходе корпоративного путча 92-летнего Самнера все же отправили на пенсию. Вслед за ним места у кормушки лишились все его родственники и сторонники. Среди павших сторонников (но уже по другой причине) оказался и президент Paramount Pictures Брэд Грей. За 12 лет во главе студии этот человек создал франшизы «Трансформеры», «Стар Трек» и «Паранормальное явление». Выпустил 8 из 10 самых успешных блокбастеров за историю Paramount. Сдружился с Майклом Бэем, Джей Джей Абрамсом, Мартином Скорсезе и даже братьями Коэнами. Нашел, но потом сам же потерял Dreamworks Animation. Весной 2017 года Грей неофициально покинул пост, два месяца спустя - тихо умер от рака в своём доме. Для Голливуда это стало шоком, никто за пределами студии не подозревал о болезни большого босса.
Новым шефом Paramount в мае 2017 года стал 66-летний ветеран Fox Джим Янопулос. В каком состоянии он нашел компанию? Акции упали на 50 процентов. Третий «Стар Трек» ощутимо недобрал в прокате (343 млн сборов при официальном бюджете в 185 млн). Пятые «Трансформеры» - тоже (605 млн сборов при официальном бюджете в 270 млн). Король дешевых хорроров Джейсон Блум прикрыл «паранормальную» франшизу и подписал десятилетний контракт со студией Universal. На плаву из старых бойцов остался только Итан Хант. Джим Янопулос и Том Круз
Наследие Брэда Грея в мгновение ока превратилось в тыкву. Братья Коэны ушли снимать фильм для Netflix. Мартин Скорсезе ушел снимать фильм для Netflix. Майкл Бэй тоже снимает фильм для Netflix. Джей Джей Абрамс, которого подписали за ежегодную сумму с восемью нулями клепать на своей площадке блокбастеры для Paramount, сбегает, как пацан, лепить «Звездные войны». А потом еще одни. Его компания в отсутствии босса-визионера выпускает в 2018 году всего два проекта. «Парадокс Кловерфилда» сразу уходит на Netflix, «Оверлорд» при бюджете в 38 млн собирает 41 млн долларов.
В декабре 2018 года Viacom и Paramount стали затягивать гайки. Сначала поставили временную точку в истории босса CBS Леса Мунвиса. Третий по важности человек в конгломерате Viacom всегда был няшкой и удобным бизнесменом. Когда начался #MeToo он был среди его вожаков, но потом неожиданно выяснилось, что вожак - в прошлом насильник и харассер. Viacom весь год пытались избавиться от Мунвиса, понимая, что в случае прямого увольнения они потеряют больше 120 млн долларов. В декабре корпоративные детективы сообщили: подонку можно не платить, мы знаем как, тчк.
В первых числах января Япопулос заморозил работу над четвертым «Стар Треком». Перестал отвечать на вопросы про будущее «Трансформеров». Ушел в глубокую оборону. Индустрия стала ждать приговора Абрамсу, предполагая, кто перехватит изгнанного гения. В минувший четверг в New York Times появляется лонгрид, про который мы уже упоминали выше, где описывается странная картина. Легендарные павильоны студии Paramount, пишет журналист, стоят полупустые. Теперь здесь снимают только... сериалы.
Дальше следует почти прямая цитата из Янопулоса. Мол, мы уважаем великое кинематографическое прошлое Paramount, но в данный момент у нашей компании совсем другие приоритеты. В прошлом году мы заработали больше 400 млн долларов на производстве телесериалов по аутсорсу (например, «Алиениста» для ТНТ или «Джека Райана» для Amazon). В этом году мы планируем еще больше укрепиться на этом рынке.
Спустя неделю после этой статьи у Paramount появился собственный «нетфликс».
Занавес, титры.