Часто случается, что люди не знают исполнителя знаменитой песни, хотя обожают произведение и прекрасно с ним знакомы. Примерно так можно сказать и о популярности картин Дэвида Финчера. Вы либо точно видели один из его фильмов, либо слышали восторженные отзывы о «Бойцовском клубе» или «Исчезнувшей» от друзей и знакомых.
4 декабря на платформе Netflix состоится мировая премьера его новой картины «Манк», которая расскажет о подробностях создания одного из самых значительных творений мирового кино — «Гражданина Кейна». Карьера кинематографиста никогда не переставала впечатлять фанатов, однако неудачный дебют мог на корню зарубить амбиции молодого синефила. Как же режиссер пришел к полной творческой независимости и оставил неповторимый след в истории кинематографа?
Ранняя любовь к кино и создание культовых музыкальных клипов
Дэвид Финчер известен всему миру как мастер психологических триллеров и детальных детективных историй, и начало этого творческого пути можно отсчитывать от восьмилетнего возраста. Мальчик был одержим идеей узнать каждую подробность процесса создания кинокартин. Став взрослее, мелкие поручения на съемочных площадках Дэвид совмещал со стандартными для голливудской истории успеха должностями кондуктора, посудомойщика и повара. Когда он набрался опыта, то дошел до позиции помощника оператора в производстве картин «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая» и «Индиана Джонс и храм судьбы».
Одним из поворотных событий в начале карьеры Финчера была телевизионная реклама Американского онкологического общества, в которой уже тогда молодой режиссер показал конкретику своего видения. Ролик изображал плод, курящий сигарету в утробе матери. Дэвид успел создать рекламы для Levi's, Converse, Nike, Pepsi, Revlon, Sony, Coca-Cola и Chanel.
Следующей творческой ступенькой стала работа с музыкой. Финчер снял несколько самых культовых музыкальных видео 1980-х и 90-х годов, в том числе для Мадонны «Express Yourself» (1989) и «Vogue» (1990). Производство музыкальных клипов режиссер всегда считал некой собственной «киношколой», особенно из-за довольно небольшого бюджета и узких временных рамок.
Дебютный фильм и главный урок карьеры
Первой полнометражкой в карьере Финчера стала третья часть франшизы о внеземных формах жизни «Чужой 3» (1992), которую он категорически не хочет ассоциировать со своей фильмографией. Работа с крупной студией 20th Century Fox не оказалась подарком для Дэвида: практически все творческие решения были срублены на корню. В итоге картина вышла совсем не такой, как ожидал амбициозный кинематографист. Однако неудачный первый блин дал режиссеру бесценный урок: теперь в каждом проекте Финчер стремился к полной креативной свободе.
Неонуар и психологические триллеры
Следующая кинолента «Семь» (1995) оказался намного успешнее дебютного промаха. Режиссер рискнул взяться за сценарий интригующего триллера с условием сохранения знаменитой концовки. Большую помощь в рождении проекта оказал Брэд Питт, который помог найти Моргана Фримена и привлечь к участию Кевина Спейси.
Фильм погружает в угнетающую атмосферу дождя, сырости и безнадежности практически равнодушных к жизни обитателей вымышленного города. На фоне этой унылости два детектива гонятся за серийным убийцей, который избавляется от человеческих воплощений семи смертных грехов. В картине можно отметить особое внимание Финчера к вступительным титрам, задающими настроение и тон всей истории.
Следующим проектом с нестандартным сюжетом становится мистический триллер «Игра» (1997). Майкл Дуглас предстает в роли инвестиционного банкира, который получает необычный подарок от младшего брата (Шон Пенн). Финчер создает особое чувство пустоты и одиночества, помещая главного героя в большие комнаты с эффектом эха. Медленный темп повествования разгоняется в пропорциональности абсурдности игр, которые рушат ощущение реальности для протагониста.
«Бойцовский клуб» и позднее признание
После неплохо успеха «Игры» Дэвид Финчер преступил к созданию одного из самых ярких творений своей карьеры — экранизации одноименного романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» (1999). Главный герой (Эдвард Нортон), безусловно, вызывает сопереживание у зрителей: кто из нас не сталкивался с бессонницей, скучной рутиной и желанием бросить все то материальное, что препятствует нашим мечтам? Отчаявшийся офисный работник оживает с появлением романтического интереса (Хелена Бонэм Картер), харизматичного друга Тайлера Дердена (Брэд Питт) и нового занятия — управления «Бойцовским клубом».
В картине проявляется отличительный эстетический почерк Финчера: высокие контрасты в цветах, преобладание серо-голубых и холодных оттенков (особенно для офисных сцен). Атмосфера города и квартиры Тайлера оставляет неприятный осадок грязи и пустоты. Из особенно важных аспектов также можно выделить саундтрек, который дополняет хаотичное душевное состояние главного героя. Песня The Pixies «Where Is My Mind?», кажется, навсегда будет ассоциироваться с финальной сценой фильма. Выход в прокат на DVD принес недооцененной картине звание культового хита.
Интересный факт: Дэвид Финчер разыгрывает иронию борьбы против консьюмеризма, предположительно помещая в каждый кадр чашку Starbucks.
В 2002 году Финчер выпускает киноленту «Комната страха» с Джоди Фостер и Кристен Стюарт. Триллер очень интересен своей идеей и исполнением. Здесь важно обратить внимание на работу камеры — ключевой изюминки фильма, которая передает ощущение клаустрофобии в «панической комнате». В каком-то смысле проект стал значимым для Финчера, ведь после этого он переходит на цифровую съемку вместо использования целлулоидной пленки.
Внимание к деталям и детективные расследования
Особое внимание к деталям режиссер проявляет в картине «Зодиак» (2007). Детективный триллер основан на книгах Роберта Грейсмита о поисках в конце 1960-х — начале 1970-х одного из самых загадочных серийных убийц в истории. Несмотря на пугающую продолжительность (2,5 часа), каждая сцена продвигает историю вперед. Но разгадать секрет Зодиака вряд ли сможет даже самый внимательный зритель: для каждого появления подозреваемого Финчер специально использует разных актеров. К тематике психологии серийных убийц режиссер вернется в 2017 году, когда будет снимать сериал «Охотник за разумом».
Важно отметить, почему «Зодиак» открыл новую главу в карьере Финчера. Дело в том, что это первая картина в истории голливудского кинематографа, снятая на цифровую камеру Thomson Viper. Такая съемка позволяет делать сколько угодно дублей одним потоком, что является неотъемлемой фишкой режиссера.
«Социальная сеть» — лучший фильм в карьере?
После «Зодиака» в 2008 году Финчер представляет самую нестандартную для себя картину «Загадочная история Бенджамина Баттона» из-за общего оптимистичного и трогательного тона, который резко расходится с остальной его эмоционально холодной фильмографией. В 2010 режиссер отходит от сентиментальностей в «Социальной сети».
Несомненно, Facebook — самое большое и наиболее трансформирующее открытие начала XXI века. Это полностью изменило то, как мы общаемся друг с другом и как мы используем интернет в целом. Интересно задуматься, что все началось с простой идеи самого антисоциального студента Гарвардского университета Марка Цукерберга.
Сценарий, написанный Аароном Соркиным, сразу же привлек внимание Финчера. Режиссер воспринимал материал не как историю о создании социальной сети, а скорее исследование сложных человеческих отношений, пути от дружбы до предательства. Такое внимание к эмоциональной динамике между героями означало особый фокус на актерской составляющей проекта. Начав с трех недель репетиций перед съемками, а затем последовательно требуя космического количества дублей (в первой сцене их было 99), Дэвид Финчер привел актерский состав из Джесси Айзенберга, Эндрю Гарфилда, Джастина Тимберлейка, Арми Хаммера к практически лучшим ролям в их карьере.
«Социальная сеть» — одно из самых признанных и расхваленных творений в карьере Финчера. В этом году Квентин Тарантино даже поставил картину на первое место среди лучших фильмов десятилетия. «Фильм номер один, потому что он лучший, вот и все. Он уничтожает всех конкурентов», — заявил режиссер.
Возвращение к напряженным детективным историям
После не столь стилистически напряженных съемок Дэвид возвращается в жанр триллеров с «Девушкой с татуировкой дракона» (2011). Изящная экранизация бестселлера Стига Ларссона о расследовании нераскрытого убийства ставит в центр внимания кардинальное перевоплощение Руни Мары в антисоциального хакерского панка. Позднее в 2013 году режиссер снимает первые две серии политического многосерийного триллера «Карточный домик», принёсшего ему премию «Эмми».
В 2014 году выходит один из самых успешных с точки зрения кассовых сборов проект Финчера «Исчезнувшая». Кинофильм, для которого Джиллиан Флинн адаптировала свой одноименный роман, знаменует возвращение режиссера на большой экран после трехлетнего отсутствия. В истории Дэвида привлекла идея о том, что в начале отношений две стороны стараются презентовать идеальные версии себя, которые через пару лет совместной жизни постепенно исчезают. В киноленте царит атмосфера мистики и дискомфорта, которая передается холодными цветовыми тонами, леденящим душу саундтреком и блестящей игрой Бена Аффлека и Розамунд Пайк.
Завершение работы отца и Голливудская история
В этом году Финчер после долгого перерыва от полнометражных экранизацией порадует нас, возможно, самым личным для него фильмом «Манк». Картина, снятая в черно-белых тонах, расскажет о годах становления голливудской звуковой эры через историю Германа Я. Манкевича, который вместе с Орсоном Уэллсом написал сценарий «Гражданина Кейна». Главные роли сыграют Гэри Олдман, Аманда Сайфрид и Лили Коллинз.
Реализация проекта планировалась еще в далеких 1990-х годах, а сценарий написал покойный отец Финчера Джек. Изначально завязка кроется в статье Полин Кель 1971 года в The New Yorker. В эссе кинокритик утверждает, что Герман Я. Манкевич был истинным автором «Гражданина Кейна», а молодой режиссер Орсон Уэллс не заслуживает называться соавтором сценария.
На этот раз Финчер также не устоял перед множеством отснятых дублей. В недавнем интервью для Collider актриса Аманда Сайфрид даже подсчитала, что режиссер снял 200 дублей одной сцены, и вспомнила другую сцену, на которую ушла целая неделя. Впрочем, кажется, девушке не помешал такой стиль съемок: многие фанаты пророчат ей не только номинацию, но и победу на премии «Оскар».
Напоследок хотелось бы осчастливить давних и начинающих фанатов Финчера: в будущем режиссер обязан радовать нас новыми проектами, ведь он подписал эксклюзивный контракт с Netflix на четыре года. Любитель свободы творчества очень рад такому сотрудничеству с платформой и намерен создавать больше черно-белых картин.
Дарья Кахновская