«Фестиваль фестивалей», или, иными словами, Московский международный кинофестиваль, продолжает показывать фильмы, премьеры которых состоялись на других крупных смотрах. Рассказываем про картину, получившую «Золотого Леопарда», и про первые бизнес-возможности между Америкой и Россией в 90-е годы.
В рамках программы «Эйфория наваждений» показали португальскую работу Педру Кошта «Виталина Варела», сделанную на пересечении документального и художественного. Режиссер продолжает свой цикл историй про «униженных и оскорбленных» с острова Кабо-Верде, сбежавших в Лиссабон.
Муж Виталины Варелы уехал жить в Португалию и оставил свою единственную жену. Последняя не получала никаких весточек от него в течение 25 лет. Впоследствии женщина все-таки приезжает в Лиссабон, но уже на похороны когда-то любимого мужа. Здесь она встречает его соседей, знакомого священника из прошлого, посещает скромное жилье. Каждая деталь помогает ей увидеть, каким человеком был ее покойный супруг.
Педру Кошта снимает всегда на грани между реальностью и вымыслом. Словно поклонник Cinema Verite и Free Cinema: его картины чересчур документальны, но эстетически они тождественны картинам самого Рафаэля в каком-нибудь мало освещённом зале английского музея. Статика повседневной жизни, молчаливость и медлительность — квинтэссенция его героев-иммигрантов. Они приезжают в новую страну, и время как будто останавливается. Точно в таком же темпе жизнь предстает перед Виталиной сразу же у трапа самолета, и ей приходится передвигаться по этой земле, словно по океану. Женщина не понимает, что ее ждет, кого она встретит и какие голоса услышит. Даже причина приезда кажется ей сомнительной, потому что ее мужа, которого она когда-то знала, уже давно не существует. Ей приходится собрать его портрет заново, чтобы понять мотивы его тогдашнего побега и переезда.
Неблагополучный район Лиссабона, где собралось множество иммигрантов, на самом деле давно уже снесли. Жителей переместили в муниципальные квартиры, а само место сравняли с землей. Педру Кошта тонко это чувствует и снимает на руинах памяти. Точно так же Виталина пытается выяснить все детали о жизни уже покойного и когда-то любимого мужа. Иногда в жизни можно довериться только одной памяти.
В другой программе под названием «Свободная мысль» показали новую документальную работу Гейба Польски, который в 2014 году открывал ММКФ своей картиной «Красная армия» про хоккейную команду ЦСКА. Любовь к этому зимнему спорту показана и в «Красных пингвинах», где он детально восстанавливает хронику отношений между «Питтсбург Пингвинс» и ЦСКА.
После распада СССР многие западные страны пытались вести бизнес в новой России. Вот такими сумасшедшими оказались директора «Питтсбург Пингвинс», которые не могли поверить, что у великой хоккейной команды бывшего Советского Союза нет никакого финансирования и даже нормальной формы. Они отправляют туда такого же безумного маркетолога Стива Уоршоу. Впоследствии обычный хоккейный матч он превращает в настоящее шоу на льду. Только возможны ли доверительные отношения между Америкой и Россией во времена беззакония?
«Красные пингвины» — это, конечно, исключительно американская субъективная оценка происходящего. Однако благодаря документальному жанру в картине нет никакой клюквы, а только череда фактов и искренних интервью практически всех причастных. В объектив Гейба Польски попадает не только сам Стив Уоршоу и бывшие начальники «Питтсбург Пингвинс», но и российские журналисты, начинавшие свою карьеру в 90-х. Фильм формируется как попытка понять причину распада такой любопытной коллаборации между Америкой и Россией, которые просто любили хоккей. Ответа Гейб Польски не находит, но зато остается очень много информации для дальнейшего исследования.
Ася Заболоцкая