Как мы все были уверены в победе фильма «Капитан Волконогов бежал». Да, были зрители, которым понравились другие картины, но даже они пожимали плечами: «Наш вкус неординарен». И когда председатель жюри Чулпан Хаматова, на чью гражданскую позицию ссылалась в прогнозах не только я, произнесла со сцены «Море волнуется раз», это надо было видеть. Жидкие недоумевающие аплодисменты, вскочивший с выкриком «Да!» Денис Катаев, который на «Кинотавре» работал от «Дождя», и растерянный Николай Хомерики, который и в первый-то раз не очень был готов вставать с кресла, а тут его поднимают уже второй. Аплодисменты, конечно, наросли за время, что режиссёр и его немногочисленная группа выбирались со своих мест. Но недоумения всё равно скрыть ни у кого не получилось.
А теперь перемотка на несколько часов назад. На утренних пресс-конференциях всех журналистов предупредили: красной дорожки не будет. Дождь, который начался в половину шестого утра, не просто не закончился, он даже не думал утихать. Звёзд будут привозить на машинах прямо ко входу в Зимний театр, а пресса будет стоять внутри наготове на фоне длинного баннера. Днём свои призы раздал «Кинопоиск», и все разбрелись по номерам с заготовками текстов, согласно своим прогнозам. У «Киноафиши» в моём лице прогноза было только три: «Лучший дебют» получит «Общага», главный приз – «Капитан Волконогов бежал», а Юре Борисову не отдадут приз за лучшую мужскую роль, потому что это слишком очевидно. Две ставки из трёх сыграли.
Дождь прервался на пару часов незадолго до того, когда прессе надо было ползти в театр. Многие обрадованные девушки воспользовались моментом и надеждой на то, что он не возобновится, и сменили кроссовки на босоножки (святая наивность…). Надо признать, работать при такой влажности в закрытом помещении было приятно. Хотя фотографы были не очень довольны светом на этой новой дорожке. Зато всё прошло быстро. Больше всех внимания получил Владимир Мишуков, который приехал на «Кинотавр» гостем, но зажигал так, как будто это у него 5 фильмов в программе.
Церемония открытия началась с выступления Светланы Максимченко, главы департамента кинематографии Министерства культуры РФ, в котором она порадовалась количеству дебютов в основном конкурсе, и видеоприветствия министра культуры Ольги Любимовой, где она подчеркнула, как важно вести диалог о будущем российского кинематографа, и назвала «Кинотавр» одной из самых успешных в этом плане площадок.
Организаторы церемонии закрытия в этот раз весь креатив выплеснули в видео, которое транслировалось на экране в качестве подводок к номинациям. На сцене были лишь музыканты, которые исполняли песни Микаэла Таривердиева: в этом году ему исполнилось бы 90 лет, и это надо было отметить. Так вот, видео. Серия интервью с членами жюри и обладателем почётной премии Сергеем Сельяновым была посвящена тому, каким бы мог быть фильм про кинофестиваль «Кинотавр». Ироничный продюсер сразу просчитал все ходы: фильма про «Кинотавр» до сих пор нет, потому что с ним нельзя попасть в конкурс «Кинотавра».
Первую награду, специальный диплом, вручал Пётр Фёдоров. С новой причёской, длинными вьющимися волосами, актёр явно претендует на роль чьего-то краша (не будем показывать пальцем). За вдохновение, энергию и безумие диплом достался фильму «Герда» Натальи Кудряшовой. Пока режиссёр поднималась на сцену, Фёдоров добавил, что смотреть этот фильм было не просто важно, но и чистый кайф. Победительница Кудряшова продолжила эту философскую мысль: «Спасибо, что посмотрели наш фильм глазами».
Приз Даниила Дондурея за лучший дебют довольно логично получила «Общага» Романа Васьянова. Член жюри сценарист Олег Маловичко со сцены извинялся: «Вы все сделали хорошие работы, в них видна душа, сколько сил вы вложили, но сейчас, в это время это жюри решило так». Победителя в Сочи в этот момент не было. Продюсер Артём Васильев сказал за него, что для Ромы этот приз чрезвычайно важен.
Золотой шарик, символизирующий закатное сочинское солнце, за лучший сценарий вручал оператор Юрий Никогосов. Знаменитая присказка «оператор не оратор» в действии – член жюри довольно быстро выпалил: «Алексей Чупов и Наташа Меркулова, фильм «Капитан Волконогов бежал» – и поднял на сцену актрису Викторию Толстоганову, которая играет в картине тронувшуюся умом вдову одного из осужденных и расстрелянных. Виктория призналась: она до сих пор не посмотрела фильм. Но именно поэтому ей легко принять приз за сценарий, ведь она знает «Капитана» именно как текст, который разорвал ей сердце.
Вручать награду за лучшую операторскую работу на сцену вернулся Пётр Фёдоров. «Вот тут было тяжеловастенько», – описал актёр выбор жюри. Приз получил оператор Николай Желудович, который снял дебют Евгения Марьяна «Молоко птицы». А награду и вовсе получала актриса из фильма Влада Ерофеева. Она не ожидала, что будет выходить, поэтому речь получилась чуть сбивчивой. «Для режиссёра это очень личный фильм, он шёл к этой награде всю жизнь. А Николай Желудович тоже прекрасный оператор, обязательно обращайтесь к нему», – примерная цитата сказанного.
А вот с определением приза за лучшую оригинальную музыку к фильму было сложно уже журналистам. Да и жюри отметило тенденцию: сейчас всё чаще картины наполнены уже известными композициями, но с любопытными аранжировками. На этом «Кинотавре» это было очень заметно. Поэтому награда досталась той редкой работе, где музыка не просто звучала, а была одним из персонажей. Ведь когда остальные молчат, она говорила. Звезда современной симфонической музыки Алексей Ретинский написал сопровождение к «Медее» Александра Зельдовича и логично был отмечен жюри как человек, который возвращает оригинальную музыку в кинематограф.
Приз за лучшую женскую роль вышел вручать продюсер Пётр Ануров. Прежде, чем назвать то самое имя, он сделал публичный комплимент Чулпан Хаматовой: «Это самый очаровательный председатель жюри, который только может быть». А своё закатное солнце получила Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова мл., за роль девушки Саши в фильме Николая Хомерики «Море волнуется раз». Красавица, действительно похожая на принцессу Диану или на актрису, которая могла бы её сыграть при минимальном гриме, уже уехала из Сочи, поэтому получал награду режиссёр. «Я очень рад за Ольгу. Это её первая роль в кино. Я очень долго делал кастинг, но когда увидел Олю, понял, что это то, что нужно. Ведь Оля, когда молчит, в ней идёт внутренняя жизнь», – описал свой выбор Хомерики.
Киновед Лилия Немченко вышла вручать награду за лучшую мужскую роль. Перед её выступлением на экране свою часть интервью давал Пётр Фёдоров. Он описывал работу в кадре как соревнования на ринге. Эту мысль подхватила и Немченко. На ринге победил Павел Деревянко. Он сыграл действительно непривычную для себя роль жутковатого ветеринара, охотника, балагура и почитателя суровых уральских традиций Виктора, который убивает своего собутыльника. И пока сын убитого с помощью Юры Борисова готовит месть, Витя раскрывается с лучших сторон в диалоге с киноженой Борисова Лизой Янковской. Получал награду режиссёр Евгений Григорьев. Дебютант в игровом кино, он давно и успешно возит по фестивалям свои документальные картины. «Ух ты!» – выдохнул постановщик в микрофон. И рассказал историю о том, как Деревянко три раза приходил на пробы, как хотел получить эту роль и просил дать ему ещё шанс, даже пообещал, что не будет отвлекаться на другие съёмки в процессе работы над ролью Виктора (обманул, конечно). «Это их приз с Борисовым на двоих, потому что Юра должен был получить награду по совокупности», – попытался сгладить ропот толпы Григорьев. И сказал, что «игровое кино – скучная штука», которую для него сделали интересной «не просто хорошие артисты, но настоящие большие люди».
Режиссёр Пётр Буслов вышел вручать приз за лучшую режиссуру. Сказал огромное спасибо всем. Отметил, что все работы невероятные, уровень очень высокий, и что сам он уезжает с зарядом привезти на «Кинотавр» новый фильм. С таким резюме Буслов вызвал на сцену Владимира Мункуева, автора очередного грандиозного якутского фильма «Нуучча». Надо признаться, постановщик-дебютант выглядел очень рассеянно. Но смог собраться и выдать речь в духе «строили мы, строили и наконец построили». «Ребята, давайте не бояться», – завершил свой спич Владимир.
Вручать главный приз вышли Чулпан Хаматова и Александр Роднянский. Речь председателя жюри началась пламенно. Она говорила о молодых артистах, которым «привиделось, что мы живём в свободной стране, и их стали зажимать». И пообещала поддержку с их и её лично стороны. Работу на фестивале она описала как «обогащение и радость» каждый день. Хотя, когда наступил день Икс, радости поубавилось, потому что была такая сильная программа. «Оценка творчества превратилась в шахматную партию». И, как это сделал во время открытия конкурса короткого метра Александр Роднянский, подчеркнула: «Кто не получил никаких наград, знайте, это ничего не значит». С этими словами она вызвала на сцену Николая Хомерики, автора фильма «Море волнуется раз».
Постановщик признался: «Я начал писать сценарий к этому фильму шесть лет назад. Я хотел сделать кино о настоящей любви, потому что мне эта тема интересна, и я хочу ее исследовать и дальше. Собственно, сценарий был придуман и написан на основе нашей совместной жизни с женой. Я постоянно дополнял его, добавлял и убирал разные сцены». И добавил, что этот фильм заходит не всем. «Я рад, что вам зашло».
Финальную речь снова с экрана толкнул Пётр Фёдоров. Комически-философское рассуждение касалось того, что человечество в целом подготовлено к концу света. И поэтому надо как-то сакрализировать, легендаризировать «Кинотавр». Для людей света нового. «Мы уже готовы к тому, что ничего не будет. Поэтому нам нужны петроглифы. Иначе как люди поймут, как делать «Кинотавр»?»
Холодный, мокрый, перенасыщенный, даже чуть больной… 32-ой «Кинотавр» разительно отличался от всех предыдущих 7-ми, на которых была лично я. И даже таким он всё равно остаётся собой. Поэтому, да, Петя, нам нужны петроглифы. Давайте рисовать их вместе.