Блокбастеры – стихия не моя
«Трейнспоттинг» (известный в нашем прокате как «На игле») вышел в 1995-м. И это был настоящий шок, гром среди ясного неба. Собственно, и сегодня фильм считается одним из самых провокационных в истории мирового кино. В середине же девяностых он стал мировой сенсацией и почти мгновенно приобрел статус культового.
Но, как вы понимаете, с той поры прошло двадцать лет. И много чего случилось. В 2008-м Дэнни Бойл снял «Миллионера из трущоб» и получил за него «Оскар», «Золотой глобус» и приз за режиссуру от Британской академии. В фильмографии Бойла, ставшего уже живым классиком, появились «Пляж» с Леонардо ДиКаприо, «Франкенштейн» с Бенедиктом Камбербэтчем и «Стив Джобс» с Майклом Фассбендером. И все-таки… И всё-таки сегодня, в 2017-м, режиссер повернул время вспять – и вернулся туда, откуда начал. На экраны выходит «Т2: Трейнспоттинг» – сиквел фильма, перевернувшего мир.
О больших деньгах и о компромиссе
- Дэнни, возрастной рейтинг Ваших фильмов, как правило, 18+….
Понимаете, если бы он был другим, более мягким, мы смогли бы заработать гораздо большую сумму денег. Но тогда бы нам пришлось работать так, как работает Голливуд – мы бы снимали очень популярные картины для очень широкой аудитории. Но тогда бы наш «Т2» превратился в очередное детище Pixar, которое могут смотреть все, и который ничем не отличается от себе подобных. Я же хочу снимать по-настоящему сложные фильмы.
- А о ком Ваш «Т2:Трейнспоттинг»?
Он о тех, кому, как правило, не дают высказаться. Кого поголовно считают злодеями, кого и пожалеть-то не могут – считается, что подобные персонажи не достойны даже жалости… Но у каждого из этих существ есть свой собственный голос – и он очень индивидуален. И мне, шут его дери, это очень нравится.
-Но ведь Ваш фильм принимают далеко не все…
Да, здесь много отталкивающего. Но смесь красоты и низости – главная его характеристика, то, что его определяет. Поэтому, даже если бы нас кто-то попросил сделать что-то мобильное и аккуратное, мы бы все равно пропустили эту просьбу мимо ушей.
-Неужели никогда не было желания пойти на компромисс?
Поймите, если бы я имел дело с бюджетом в 50-60 миллионов, если бы я стремился к тому, чтобы устроить по взрыву в каждом кадре – тогда да, компромиссы были бы неизбежны. Я был бы просто обречен на то, чтобы сделать фильм более «перевариваемым», что ли… Но я специально выбрал микроскопический бюджет, дабы отстоять свою независимость.
-То есть никакого интереса с блокбастерам у Вас нет?
Блокбастеры – это не моя стихия, не моя среда. Я вообще не очень хорошо работаю в дорогих проектах. Предпочитаю что-то более авантюрное.
К тому же у меня слабость к маленьким командам, где я абсолютно всех знаю по имени и могу стать эдаким Евангелистом. В том смысле, что могу всех заразить своей сумасшедшей идеей…
О «Т2:Трэйнспоттинг» и о Тарковском
-Скажите, а Вы специально для фильма помирились с Юэном Макгрегором?
(Смеется) О да, у нас были серьезные разногласия после фильма «Пляж» (Дэнни отдал главную роль в «Пляже» Леонардо ДиКаприо, хотя на нее претендовал и Макгрегор – прим.редакции). Если честно, мы с ним не разговаривали вообще… А тут как-то летели вместе в одном самолете из Шанхая в Лондон… Делали вид, что друг друга не замечали – даже стыдно теперь. Но, в итоге, всё же не выдержали, заговорили. Он мировой парень, на самом деле (снова смеется).
- Дэнни, но почему же Вы все-таки вернулись к этому фильму? Через столько лет…
Ну, тут все не так просто… «Т2» в том числе и о взрослении. А тут дело такое… Когда представляешь время в виде прямой линии, это ужасно. Выходит, что очень многое уже позади и ничего не вернуть. Так думают молодые. Но чем дольше живешь, тем яснее понимаешь, что время – это петля. И ты начинаешь видеть связь между настоящим и прошлым, между детством, юношеством и взрослением.
Фильм «Т2» – это своего рода временная петля, попытка объединить настоящее с прошлым.
-Кстати, а Вы хотели бы показать свой фильм в Кремле?
Знаете, русское кино для меня – не пустой звук. У вас был Тарковский. Для любого из западных режиссеров он нечто вроде КиноБога. Нельзя снимать фильмы и не знать, кто он, не изучать его работы. А после того, как ты их посмотрел – ты уже другой человек. Поэтому показ моего фильма в России – это для меня всегда очень серьезно. Что же касается показа в Кремле… Ну, пусть будет. Не возражаю…
И под занавес несколько слов о политике
- Место действия «Т2» - Шотландия. А как Вам кажется, что происходит сегодня в этой стране?
Я первый фильм снимал в 1995-м. За это время изменилось так много… Современный Эдинбург – это более интересный, более живой город. Правда, появилось много эмигрантов, в том числе и студентов: и все они хотят строить сою жизнь и работать здесь…
- А что Вы думаете о выходе Великобритании из Евросоюза?
Знаете, Шотландия как раз голосовала за то, чтобы остаться. И если брекзит действительно произойдет, то мне кажется, что Шотландия выберет Европу, а не Англию. Шотландцы могут выйти из состава Великобритании – только ради того, чтобы остаться в Евросоюзе. Но это мое личное мнение.
Вера Алёнушкина