Возрастные рейтинги перед любым фильмом или даже трейлером вполне привычны каждому киноману, но как работает эта система, кто решает, какой рейтинг будет у фильма?
Рейтинговые системы в разных странах различаются, но имеют схожие цели. Самая известная рейтинговая система – конечно – американская MPAA. Голливудский кинематограф является системообразующим в мире, поэтому не удивительно, что на него все равняются. Американские рейтинги выглядят так:
- G – кино без всяких возрастных ограничений
- PG – кино разрешённое для просмотра всем, но маленьким детям рекомендуется просмотр с родителями
- PG-13 – детям до 13 просмотр не желателен
- R – зрители до 17 лет должны присутствовать в зале с сопровождением родителей
- NC-17 – зрители до 18 не допускаются (в названии «17» потому что включительно)
Обстановка с рейтинговыми системами в разных странах различается, но ее легко найти в открытом доступе. Даже в Википедии есть монументальная статья с рейтингами разных стран, от Канады до Вьетнама. Мы не будем подробно расписывать каждую, но можем выделить несколько общих тенденций, которые соотносятся с рейтингом MPAA:
- Обычно рейтинговая система начинается с некоего нуля – фильма, чьё содержание можно показывать хоть младенцам. Интересно, что к этому рейтингу могут относиться вполне себе душераздирающие фильмы, например, оригинальный «Король Лев», забавно, что ремейк 2019 года уже имеет более «взрослый» рейтинг PG.
- Ограничения в районе 6-8 лет, если в фильме есть моменты нестрашные, но способные потревожить хрупкую детскую психику, «Тайна Коко» с путешествиями в мир мёртвых, например.
- Второе ограничение в районе 12-14 лет, фильмы этой категории уже могут содержать немало насилия и некоторые другие спорные моменты. Это одна из самых распространённых категорий, к ней могут относится вполне «взрослые» фильмы, например, нолановские Бэтмены или «Жизнь прекрасна» Бениньи.
- Старших рейтингов обычно два.Один ограничивает кино допустимое к просмотру подростком, например, вместе с родителем (как рейтинг R), а второй вовсе отграничивает кино, которое даже взрослым подросткам не стоит показывать. Здесь решает уже визуализация насилия, секса или наркотических веществ. Если фильм с фривольной беседой или упоминанием скользкой темы вполне может получить рейтинг ниже, то любая визуализация недетских тем сразу же отбрасывает фильм по рейтингу вверх. Один ограничивает кино допустимое к просмотру подростком, например, вместе с родителем (как рейтинг R), а второй вовсе отграничивает кино, которое даже взрослым подросткам не стоит показывать.
Конечно, налицо некоторая субъективность такой градации, но, в конце концов, любой родитель, считающий, что его 12-летний ребёнок не сможет правильно развиваться, не посмотрев «Экстаз» Ноэ или «Сало» Пазолини, всегда может приобрести фильм в стриминговом сервисе и посмотреть с ребёнком дома.
В России рейтинговая система тоже исходит из схожей с MPAA логики. В ней пять рейтингов:
- 0+
- 6+
- 12+
- 16+
- 18+
Несмотря на кажущуюся схожесть в критериях оценки фильма и примерно подобные возрастные группы, между российской и американской рейтинговыми системами есть большая разница.
MPAA – негосударственная организация, по сути, рейтинги MPAA являются рекомендательной нормой, а не законом. Решение MPAA можно оспорить, назначив апелляцию и пересмотр, в таком случае собирается новая комиссия, которая смотрит фильм и назначает ему новый рейтинг или оставляет старый. По сути составители рейтинга рекомендуют, а прокатчики и кинотеатры безропотно соглашаются с этой рекомендацией.
Несколько иная история с российскими рейтингами, выставление рейтингов обеспечивает исполнение федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и контролируется государственными органами. То есть чисто теоретически, родитель, ведущий ребёнка на фильм 18+, может быть привлечен к ответственности из-за того, что предоставляет ребёнку доступ к небезопасному контенту. Важно понимать, что в России по рейтингу не образуется комиссий. Кинопрокатчик закупает фильм и получает для него прокатное удостоверение, заранее предлагая тот или иной рейтинг. Обычно прокатчики перестраховываются и, например, между 16+ и 18+ выбирают более взрослый рейтинг. Если голливудская новинка имеет рейтинг PG-13, то в России она однозначно будет иметь рейтинг не ниже, чем в США или даже на один уровень выше. Делается это потому, что совет в Минкульте в любом случае не будет настаивать на снижении рейтинга, а вот повысить может потребовать.
За рубежом случаются интересные прецеденты, например, получивший полупорнографический рейтинг NC-17 «Стыд» Стива Маккуина во Франции изначально вышел с рейтингом –12, принципиально запрещающий только присутствие детей до 12 в зале. Подобные проявления либерализма локального прокатчика возможны, но крайне редки.
При этом российская вроде как обязательная норма выполняется скорее как рекомендательная. Случаи, когда подростков не пускали на тот или иной фильм, редки, хотя при любом другом действии, имеющем возрастные ограничения, например, при покупке алкоголя, у слишком молодо выглядящего покупателя скорее всего (а в Москве - 100%) попросят паспорт. Такое трудно себе представить, скажем, на сеансах «Ла-Ла-Ленда», имеющего в России рейтинг 16+, многие без всяких проблем ходили на мюзикл с детьми. Осторожность продавцы билетов и охранники буду проявлять только на фильмах 18+.