В «Хищниках» у вас дебют — главная роль в полнометражном кино. До этого вы снимались в сериалах и коротком метре. В театре у Вас много серьезных ролей, включая Ричарда III. Как готовились к комедии и к образу профессионального коуча?
Да, это моя первая роль в полнометражном большом кино. Когда Иван Станиславский (сценарист «Хищников». — Прим. ред.) прислал мне сценарий, я согласился.. Не могу сказать, что во время подготовки роли происходило нечто экстраординарное. Тем не менее некоторое время на проработку образа у меня ушло: я размышлял об Эдуарде, что-то придумывал и предлагал авторам свое видение его набора характерных черт.
Как бы вы коротко пояснили зрителям, которые пойдут в кинотеатры, о чем это кино?
Мне кажется, это фильм в первую очередь о дружбе, о том, что на самом деле важно в жизни людей: успех или человечность.
Звучит прямо-таки как дилемма Достоевского «тварь ли я дрожащая или право имею».
Мне кажется, что дилемма Достоевского слишком тяжела для комедийного жанра, в котором работают «Хищники». Скорее, речь о том, что у человека всю его жизнь есть выбор: предавать ли близких ради отдельных компонентов успеха или придерживаться нравственных ценностей, дружбы и честности. При этом мы старались подать все это с юмором, а Достоевский — это прямо-таки драма.
Ваш герой — самоуверенный в себе коуч, попавший в непредвиденные обстоятельства. Есть ли у вас опыт обращения к подобным специалистам?
Один из моих друзей вел бизнес-тренинги и рассказывал мне о своем опыте. На мой взгляд, это очень интересно, ведь ведущие должны обладать невероятной уверенностью в себе, буквально транслировать ее.
Как вы относитесь к тренерам и коучам в целом? Часть населения нашей страны до сих пор считают, что это некая профанация в духе Тони Роббинса (американский бизнес-тренер, занимающийся темой саморазвития. — Прим. ред.), когда отдаешь специалисту большие деньги, а взамен получаешь прописные истины.
Думаю, что шарлатаны и обманщики встречаются в любой профессии. Среди тренеров и коучей точно есть те, кто реально помогает людям. Есть же и те, кому просто необходима внешняя мотивация. К тому же отдельные бизнес-тренеры, ведущие мастер-классы по каким-то узким вопросам, у них-то наверняка можно обрести уникальные знания и навыки из первых рук.
Но вернемся к фильму. Вы сказали ранее, что эта картина в первую очередь о дружбе. Мне же показалось, что кино раскрывает в российских реалиях закон джунглей «или ты, или тебя». По-вашему, люди действительно делятся на тех, кто является хищником, и тех, кто становится их кормом?
Лично я думаю по-другому. Мне не кажется, что мир, окружающий нас, не до такой степени черно-белый.
Значит, мировоззрение Эдуарда вы не разделяете?
Конечно. Однако и он меняется ближе к финалу! Да, большую часть ленты он преподносит слушателям своих мастер-классов эту теорию о хищниках, но, столкнувшись с настоящим «хищником» в реальной жизни, он постепенно отходит от сформированной в его же книге идеологии.
В фильме занимательная модель демократии в миниатюре: в гаражном кооперативе есть и голосование, и собрания, и подобие дебатов. По сюжету даже власть меняется. Как вы считаете, это намеренная аллюзия режиссера на политику или просто стечение обстоятельств?
Интересная у вас трактовка комедии! Но я, если честно, об этом в таком ключе не думал. Конечно, у зрителей могут быть и подобные ассоциации после просмотра — у каждого свой бэкграунд. Мне кажется, гаражный кооператив и события вокруг него — просто заданная режиссером локация со своими нравами.
Персонажи, пытаясь добиться желаемого, идут на шантаж, угрозы и другие ухищрения. Закон в кино не работает, результата можно добиться, действуя лишь по «понятиям»?
Так ведь в комедийном жанре все как-то само собой получается! Понимаете, у героев нет четкого плана или стратегии. Они действуют, полагаясь на интуицию. В этом и кроется юмор: люди делают максимум возможного при минимуме вариантов.
Теперь, когда дебют в полном метре состоялся, с кем из режиссеров вам хотелось бы поработать в дальнейшем? Быть может, уже есть какие-то планы?
Да, в этом году я уже снимался в нескольких проектах, в том числе и в главной роли. Но раскрывать детали пока не могу. Продолжаю служить в театре Вахтангова: на днях там состоялась премьера спектакля «Войцек» по пьесе Георга Бюхнера, а в мае буду играть царя Ирода в «Саломее».