Облачный атлас
На момент производства «Облачный атлас» стал самой дорогой независимой картиной — большая часть стомиллионного бюджета была получена из независимых источников. К экранизации запутанного романа Дэвида Митчелла, действие которого разворачивается в разных временных линиях, были привлечены звезды первой величины: Том Хэнкс, Хью Грант, Холли Берри, Сьюзен Сарандон и другие. Фильм выхвал неоднозначную реакцию зрителей. Многие критиковали его за длинный хронометраж (почти 3 часа) и громоздкий сюжет, в то время как другие хвалили за амбициозность и уникальность. Например, известный американский кинокритик Роджер Эберт даже назвал «Облачный атлас» лучшим фильмом года.
Мастер
Фильм Пола Томаса Андерсона о вернувшемся с войны моряке, который попадает под обаяние харизматичного лидера религиозного культа, стал коммерческим провалом, не окупившись в прокате. Но сразу же после премьеры о «Мастере» заговорили как о феномене, а некоторые даже сравнивали его по значимости с великим «Гражданином Кейном». Исполнители всех трех главных ролей — Хоакин Феникс, Эми Адамс и Филип Сеймур Хоффман — были номинированы на «Оскар» и «Золотой глобус», а Андерсон удостоился «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру.
Скотт Пилигрим против всех
Экранизация комиксов — всегда рискованное занятие: армия фанатов может как принести фильму небывалый успех, так и уничтожить ее. Британец Эдгар Райт, известный своими пародийными комедиями, приступил к адаптации комикса вскоре после выхода первого тома. В его интерпретации история о бездельнике Скотте Пилигриме, который сражается за сердце девушки с семью ее бывшими, получилась по-настоящему драйвовой и абсурдистской. Тем не менее картина провалилась в прокате, даже не окупив затраты на производство. Но благодаря положительным отзывам фанатов и критиков, хваливших фильм за уникальную стилистику и качественный визуал, «Скотт Пилигрим против всех» очень скоро обрел культовый статус.
Дитя человеческое
Мрачная антиутопия Альфонсо Куарона о мире будущего, в котором человечеству грозит вымирание из-за эпидемии бесплодия, очень быстро полюбилась зрителям. Ее хвалили за сильный драматический сценарий, убедительную актерскую игру, новаторскую операторскую работу (чего стоит только впечатляющая сцена сражения, снятая одним кадром!) и стильное художественное решение, которое погружает в атмосферу фильма. «Дитя человеческое» получило три номинации на «Оскар» (в том числе за «Лучший сценарий»), но провалилось в прокате. Всего через несколько лет, в 2013 году, фильм занял 13 место в списке 100 величайших картин XXI века по версии BBC.
Евротур
Иногда запоздалая слава и культовый статус приходят не только к сложным авторским работам, но и к отвязным комедиям, рассчитанным на большую аудиторию. Именно такая участь постигла комедию «Евротур» об американском выпускнике, который вместе с друзьями отправляется в Европу, чтобы встретиться с девушкой своей мечты. Фильм собрал в прокате около 20 миллионов долларов при бюджете в 25. Многие критиковали его за безвкусицу, плоские шутки и банальный сюжет. Зато даже 20 лет спустя остаются актуальными мемы про «флюгегехаймен» и «мискузи».
Донни Дарко
Экспериментальные проекты, работающие на стыке жанров и не дающие зрителям однозначных ответов, нечасто могут похвастаться солидной кассой. Не обошла эта участь и дебютный фильм Ричарда Келли «Донни Дарко». История о старшекласснике, который узнает от загадочного человека в костюме кролика о приближающемся конце света, вызывала у зрителей недоумение. Создатели долго не могли найти прокатчика, который решится выпустить настолько странный фильм, а итоговые сборы были весьма скромными. И лишь после DVD-релиза в 2002 году «Донни Дарко» стал по-настоящему культовым. Критики восторгались новаторством режиссера, фанаты строили невероятные теории о том, что же на самом деле они увидели, а на Джейка Джилленхола, для которого эта работа была лишь второй главной ролью в большом кино, посыпались предложения.
Малхолланд Драйв
Один из самых необычных режиссеров современности, известный своими сюрреалистичными фильмами-загадками, Дэвид Линч в начале 2000-х решил вернуться к формату телевизионного сериала (в его копилке уже был культовый «Твин Пикс») и снял пилот. Однако заказчик остался недоволен и, досняв некоторые сцены, Линч превратил незаконченный эпизод сериала в полнометражный фильм. Именно так появилась история о потерявшей память девушке, которая вместе с новой подругой, начинающей актрисой, отправляется в сновидческое путешествие по Лос-Анджелесу. «Малхолланд Драйв» провалился в прокате, но был тепло встречен критиками. Сейчас он часто возглавляет список величайших фильмов XXI века.
Бойцовский клуб
Сложно себе представить, но когда-то триллер Дэвида Финчера по одноименному роману Чака Паланика заставил продюсеров картины изрядно попотеть. В североамериканском прокате «Бойцовский клуб» собрал вдвое меньше потраченного на производство бюджета. Критики и публичные деятели советовали не смотреть фильм, так как увидели в нем пропаганду насилия и опасались, что молодые зрители начнут копировать поведение главного героя. И лишь спустя годы стало понятно, что «Бойцовский клуб» — едва ли не главная картина конца прошлого века. Фильм входит в двадцатку лучших по версии IMDb, а журнал The New York Times назвал его «определяющим культовым фильмом нашего времени».
Большой Лебовски
После получившей две премии «Оскар» и приз за лучшую режиссуру в Каннах черной комедии «Фарго» братья Коэн оказались в центре внимания синефилов всего мира. Их следующий фильм «Большой Лебовски», однако, был очень прохладно встречен зрителями, а некоторые даже называли его худшей работой Коэнов. Неудивительно, что фильм не имел коммерческого успеха. Однако совсем скоро британское издание The Independent назвало его «первым культовым фильмом эпохи интернета». Философия лентяя-пацифиста Чувака пришлась по вкусу толпам фанатов по всему миру, а фразы из фильма стали крылатыми. Более того, с 2002 года в Луисвилле даже проходит ежегодный фестиваль Лебовски, аналоги которого проводятся и в других городах и странах.
Бегущий по лезвию
Сейчас в это трудно поверить, но классика Ридли Скотта, основанная на романе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», в свое время провалилась в прокате, собрав немногим больше потраченного на производство бюджета. Критики также встретили картину холодно: критике подверглись невнятный сюжет, перегруженность смыслами и слабо прописанные отношения между героями. Однако уже через несколько лет стало понятно, что «Бегущий по лезвию» — настоящее событие в мире кинематографа. В 2004 году британская газета The Guardian назвала его лучшим фантастическим фильмом всех времен.