14 апреля в центре «Лендок» состоялся предпремьерный показ драмы «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности». Картину представили лично режиссер Лика Алексеева и Анна Цуканова, сыгравшая главную женскую роль. «Киноафиша» побеседовала с Ликой и Анной об их работе над фильмом, а также о том, на какие жертвы можно пойти ради искусства.
(Лике) Что вас побудило взяться за такую сложную тему – страхи?
Вообще все началось с одного знакомства. Мальчик, которого мы встретили, рисовал своих одноклассников и учителей – всех своих школьных обидчиков. Он рисовал, как им делают больно, отрубают головы – то есть убивал их на бумаге. И этот живой персонаж стал прототипом героя Егора. Он вырос, стал фотографом и начал использовать все в уже более иносказательной форме в своем творчестве. Это стало нашей отправной точкой.
То есть, получается, детская травма повлияла на его дальнейшую жизнь и претворилась во что-то еще более серьезное?
Да. Он постоянно шел дальше и дальше в этом своем эксперименте.
(Анне) А что вас привлекло в истории?
Мне изначально хотелось получить роль в таком авторском кино. В героине – интересно было сыграть тему какой-то неопределенности в жизни. Каждый пытается ответить на вопрос «кем я хочу стать?» – а Саша – достаточно взрослый человек, который не может до сих пор понять, кто она и что ей делать.
Вам лично была близка эта тема неопределенности?
Мне не было близко, потому сама я давно решила, кем я хочу стать. Но меня волновала проблема неопределенности моих сверстников, того, что они не понимают, куда им двигаться и как расти.
(Лике) Слоган картины – «искусство требует жертв!» Вы считаете, что художнику в любой области придется страдать, если он хочет создать нечто настоящее?
В кармическом смысле для себя я считаю, что да. Потому что, к примеру, уже два фильма подряд, когда я разбивала тарелку (традиция в среде кинематографистов: перед стартом съемок разбивать тарелку, на которой написаны имена всех участников – прим.), сильно, прямо до крови порезалась. Это была такая иносказательная жертва ради искусства (смеется). Но то, чем занимается Егор, я не оправдываю.
То есть вы с ним себя не отождествляете?
Здесь получается такой прием с героями – и с Егором, и с Сашей: мы стараемся максимально показать их историю для того, чтобы зритель тоже сделал вывод, что так не надо делать. В Сашином случае – преследовать свое прошлое, ворошить его и идти на какие-то глупые поступки, а в случае Егора – ставить жестокие эксперименты.
(Анне) А вы согласны с тем, что искусство требует жертвы? Приходилось вам в своей актерской жизни жертвовать чем-то?
Нет, не согласна.
То есть вы не разделяете мнения о том, что, чтобы создать шедевр, нужно через что-то пройти?
Не знаю, не уверена, что нужно создавать себе столько проблем, чтобы заниматься творчеством. Потому что все это превращается в какие-то условия: если жертва, значит, искусство, а если нет, то уже и не искусство. Сейчас у нас самое сложное – показать что-то простое, что-то совершенно легкое. Все идут в какие-то дебри, а самое обычное создать тяжело. Но к этому надо стремиться. Поэтому хватит жертв – давайте просто работать.
(Лике) Вы планируете фестивальный прокат для своего фильма?
Он уже активно идет. У нас семь фестивалей: четыре международных и три российских – и уже есть два приза.
Желаем успехов вашему фильму на фестивалях!
Беседовала Александра Подольникова