9 июля в рамках Старкона состоялась творческая встреча с генеральным директором студии визуальных эффектов Main Road Post Арманом Яхиным. Он участвовал в работе над такими проектами, как «72 метра», «Турецкий гамбит», «Особо опасен», «Сталинград», «Призрак» и во многих других. Арман поделился с «Киноафишей» мнением по поводу фильма «Дуэлянт», над которым он сейчас заканчивает работу, а также рассказал о современном состоянии компьютерной графики в российском кино.
«Дуэлянту» уже пророчат большой успех, и он стал одним из самых ожидаемых российских фильмов года. Как вы думаете, эти прогнозы сбудутся? Чем он может привлечь зрителя?
Это всегда очень непонятно, и мне трудно сказать. Я никогда не знаю, как выстрелит проект, над которым я работаю. Но я точно знаю, что все, кто работает над «Дуэлянтом», выложились максимально, и всем хочется сделать очень большое и очень крутое кино, которое зритель полюбит. А какой будет прогноз, мне кажется, этого вообще никто не знает. Я думаю, что в этом смысле лучше спросить нашего продюсера Роднянского, который более опытен в этом деле и понимает эти вещи. Очень хочется, конечно, чтобы зритель его принял, и я думаю, что у фильма большой потенциал.
А если бы вы, допустим, не работали над этим проектом и увидели трейлер. Вы бы захотели сходить на фильм в кино?
Конечно, захотел бы. Трейлер меня лично завораживает, потому что я его смотрю и понимаю, что это очень красивое, очень драматичное кино. Поэтому, конечно я бы сходил на него.
Откуда вы берёте вдохновение для работы над фильмами?
Отовсюду, откуда получается. Эта работа не совсем уповает на вдохновение. Есть задачи, которые надо решать, и, независимо от этого, ты должен их решать, поэтому работа в графике отличается. Ты постоянно делаешь что-то, создаёшь много версий, и до тех пор, пока всё не получится, ты продолжаешь это делать. Иногда какой-нибудь маленький кадр, очень простой, который длится 5 секунд, может занимать 5 месяцев работы. Но иногда что-то быстро получается, поэтому в этом смысле рецептов нет.
А за столько лет работы в кино и на съёмочной площадке вы не захотели снять свой фильм?
Вообще, я по образованию режиссёр. Иногда я думаю над этим, но, честно сказать, не очень люблю планировать на будущее, потому что часто планы не сбываются. Сейчас я много работаю, и мне это нравится. Может, потом когда-нибудь и сниму.
Между российскими спецэффектами и зарубежными, несмотря на постоянное развитие, всё же существует некая пропасть. Как вы думаете, скоро нам удастся её перепрыгнуть?
Я считаю, что мы уже перепрыгнули. Но всё будет зависеть от того, как мы это будем делать в дальнейшем. И другой вопрос, конечно, масштаба. Люди часто сравнивают российское кино с голливудским и всё время забывают о том, что это планетарное кино. Голливудское кино делается во всём мире, на деньги мировых компаний. То есть на этих больших фильмах люди со всех стран мира. Но мне кажется, что мы даже пару раундов выдерживаем.
Не секрет, что российское кино сейчас пребывает в кризисе. Как бы вы оценили его нынешнее состояние?
Вы знаете, мне очень нравится, что сейчас происходит в кино. Всё тяжело, конечно, с экономической и финансовой точки зрения, и это понятно. Но зато оно стало двигаться навстречу зрителю и уходить от глухой чернухи, от какой-то тоски ужасной. Конечно, этот сегмент ещё остался, он везде есть, в том же американском кино его навалом. Но стало появляться много зрительских фильмов, которые с большим уважением к нему относятся и считают его себе равным и мудрым человеком. Поэтому все стараются делать очень красивое, очень мощное кино. И тот же «Дуэлянт» сделан с большим уважением к зрителю. Поэтому мне очень нравится, куда мы движемся. Хорошо также, что оно перестаёт быть местечковым и пытается уходить на зарубежные рынки, и уже есть хорошие прецеденты. И в этом смысле хотелось бы, чтобы и «Дуэлянт» повторил такую судьбу, к тому же у него на это есть все шансы. Работа в этом смысле ведётся большая.
А вам не хочется поехать работать заграницу?
Хочется, конечно. Как говорится: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Поэтому я бы однозначно хотел поработать над большим голливудским проектом. И у меня даже уже был такой опыт, когда мы помогали делать «Седьмого сына».
Расскажите немного про ещё один ваш проект «Притяжение». Что принципиально нового ждёт зрителя?
Вы знаете, мне трудно сказать, для нас всё принципиально новым будет. Притяжение – это большой вызов. Прямо вызов вызовов. Там очень много всего, и для нас это большая и крутая работа.
Назовите несколько последних фильмов, которые вам понравились больше всего.
Вы знаете, мне так много фильмов нравится, что очень сложно выделить. Например, мне понравился второй фильм про Капитана Америку, третий я ещё не успел посмотреть. «Гравитация» произвела на меня огромное впечатление. Я просто устану перечислять. Я в этом смысле очень добрый зритель, люблю большое кино, где всё взрывается, летает, и ещё драма какая-нибудь разворачивается вокруг всего этого. Оно мне всё нравится и производит большое впечатление, потому что я понимаю, из чего оно состоит, и какой это огромный труд – сделать всё то, что мы видим на экране.
А авторские картины вы смотрите?
Если честно, то не особо. Я уже перестал в силу того, что я по образованию режиссёр и в своё время много всего посмотрел, но сейчас я немного устал. Не хочу никого обижать, я понимаю, что этот жанр обязан быть, но сам я уже много лет назад переключился на развлекательное кино. Хотя вот американские сериалы в последнее время смотрю с большим удовольствием. Среди них тоже много авторских проектов.
Сейчас один зрелищный блокбастер тут же сменяет другой. Как вы думаете, возможно ли, что зрителю надоест в скором времени развлекательное кино?
Тут каждый может судить только по себе, исходя из своего жизненного опыта. Потому что вы смотрели фильм за фильмом, и вам в один момент это наскучило. А ещё же много детей подрастает, им это нравится. Это такая вещь циклическая, которая будет развиваться. Всё, конечно, будет меняться, эволюционировать, становиться умнее, потому что другой возможности нет, глупее оно не станет. Оно будет переходить в новые виды, но всё равно будет развиваться. Скорее, если вы перестанете его смотреть, у вас в жизни что-то случилось или сломалось внутри. Вот я, например, перестану почему-то получать от этого удовольствие и стану брюзгой, а дети мои всё равно будут это смотреть, поэтому это вопрос, скорее, поколений.
Беседовала Олеся Трошина