С 6 апреля на экраны российских кинотеатров вышла картина Дмитрия Киселева «Время первых», рассказывающая историю о событиях того дня, когда известный отечественный космонавт Алексей Леонов отправился к звёздам. Мы пообщались с режиссером фильма и узнали, почему зрители должны увидеть этот фильм, а также почему Дмитрий решил взяться за эту работу.
Дмитрий, ваши предыдущие режиссерские работы были, в основном, в комедийном жанре. Насколько отличается ваш подход к работе с комедией и столь серьезной картиной как «Время первых»?
Я бы не сказал, что все мои работы были в комедийном жанре. Был фильм «Черная молния», который правильнее будет назвать супергеройским экшном, фильм «Особо опасен», «Дозоры», которые больше также в жанре экшн. Просто те комедии, которые были в моей жизни, стали достаточно яркими, работа над ними оказалась более заметной. Я себя режиссером комедий не считаю. Мне очень приятно, что у меня появилась возможность поработать над фильмом «Время первых». Она позволила мне раскрыться как режиссеру другого жанра для массового зрителя. Что касается подхода, в комедиях – основная задача – это сделать смешно, романтично, там важна легкость повествования, поэтому в этом фильме подход принципиально отличался. Здесь пришлось серьезно вникнуть в тему, обращаться к специалистам, литературе, изучать историю космонавтики и ракетостроения. Я очень много общался с Алексеем Леоновым и представителями космической отрасли, чтобы собрать объективную картину. Я отслушал множество архивных записей, в том числе того самого полета и что происходило после. Материал, основанный на реальных событиях, требует большого уважения и внимания в подходе, в отличие от комедий, где можно творить что угодно.
Мечтали ли вы в детстве, как и многие мальчишки, стать космонавтом? Были ли советские космонавты для вас героями? И если нет, то каких персонажей вы можете назвать своими примерами для подражания?
Честно скажу, я никогда не мечтал стать космонавтом, хотя плакат с советскими космонавтами у меня в детстве висел над рабочим столом. В мои детские годы, а это 80-ые, советские космонавты воспринимались как часть новостной ленты, в 60-ые к ним было больше восторга и трепета. Однако есть смешной момент, который я еще никогда не рассказывал. Однажды я пришел в школу во второй класс, мне надо было как-то самоутвердиться, и я сказал, что у меня мама – космонавт. Одноклассники пару лет в это верили, а потом было тяжело признаться. И это был жизненный урок, что врать не стоит, хотя это и помогло мне получить некоторый авторитет в новой школе.
Были ли у меня примеры для подражания? Наверное, не было. Ко всему, что происходило и происходит, я всегда относился критически. Я понимал, что надо брать какие-то хорошие знания и опыт у значимых людей, но я всегда понимал, что у них есть и отрицательные стороны. Я никогда не создавал себе кумиров.
Что именно убедило вас взяться за работу над этим фильмом?
На этот вопрос у меня есть конкретный ответ – меня убедил Евгений Витальевич Миронов. Он вселил в меня уверенность в то, что я могу это сделать. Изначально я отказался, я не представлял, как можно переделать работу за Юрием Быковым. Когда я согласился, то сказал, что сниму свое кино.
Что было самым важным показать в фильме именно для вас?
Самое важное для меня – это достоверность происходящего. Так как я понимал, что у нас всегда будет самый главный зритель – это Алексей Архипович Леонов, который будет выносить свой вердикт. Если ему не понравится, то я буду считать, что кино провалилось. Там есть ряд художественных преувеличений, моменты, которые мы додумали и упростили, но тем не менее любая мелочь и деталь основана либо на рассказах Леонова, либо на официальной документации. Оценка людей из космической отрасли оказалась высокой, так как они ревностно относятся к фильмам, которые искажают их заслуги. Мне очень приятно, что мне удалось заслужить их доверие и доверие Леонова.
А что было самым сложным в процессе съемок? Межличностные отношения со съемочной группой? Техническая работа?
Могу сказать одно – я режиссер требовательный, но очень мягкий. Это касается отношений со съемочной группой. Если люди работают и не халтурят, то я крайне мягок, я всегда очень внимателен к членам съемочной группы. Это процесс коллективный, поэтому всегда надо прислушиваться к людям вокруг. Со всеми у меня остались хорошие отношения.
Кино такого масштаба и хронометража – это очень сложная техническая работа. Создание невесомости – это сложнейшая работа. Огромную и сложную работу провели графические художники, постановщики трюков и актеры, которым приходилось проводить в спортзале часы. Находясь на тросах вниз головой, они должны были изображать лёгкость, уверенность и восторг.
Как вы относитесь к критике фильма «Время первых»?
Я к любой критике отношусь положительно. Я благодарен всем, кто критикует и хвалит. Когда люди хвалят нашу работу – это очень приятная оценка нашей работы. Люди его оценили и сделали выводы – мне это дает хороший заряд. К критике отношусь очень конструктивно, я всегда выделяю самое главное и никогда не обращаю внимание на болтунов, которые, не видя фильм, критикуют его и ставят под одну гребенку со всеми российскими фильмами. Если люди говорят обстоятельно, то к их мнению нужно прислушаться. Я не считаю фильм идеальным, там много недоработок. То, что мы резко сменили сроки выхода, безусловно, повлияло на результат. Имея жесткие рамки, у всех людей активизируются ресурсы, о которых они даже не подозревали. Нужно было не просто закончить работу, а сделать что-то выдающееся. Не хочу оценивать то, что получилось, но мы работали именно в таком режиме. Я пока сам не понимаю, что у нас получилось и доверяю мнению зрителя.
Тема космоса в последнее время стала все чаще использоваться в кинематографе. Много ли есть что сказать на эту тему режиссерам и сценаристам, которые собираются работать над этими фильмами?
Я пока не в том статусе, чтобы давать кому-то советы. Я сделал свой фактически первый фильм, для меня это полноценный режиссерский дебют. В общих чертах, я считаю, что нужно верить в свои силы и, самое главное, иметь совесть. Если вы что-то делаете, то оценивайте себя сами. Ради чего вы все это делаете?
На ваш взгляд, что именно привлекает зрителя, который купил билет на фильм «Время первых»? Желание прикоснуться к истории, знаменитые актеры, актуальность космической тематики или же что-то еще?
Сложный вопрос, потому что я вижу, что мы не совсем удачно начали промо-кампанию фильма. Зритель не очень много знает о фильме и не понимает, почему он должен на него идти. Но практически у всех зрителей есть эффект «ничего себе, неожиданно!». Многие говорят, что они пошли на Хабенского или Миронова, признаются, что случайно попали на этот фильм. А оказалось, что они в восторге. Я считаю, что мы не до конца поняли, как завоевать сердца зрителей, как предложить им пойти в кино именно на этот фильм. Надежда у меня на то, что те люди, которые сомневаются, идти им или нет, обратятся к своим знакомым, которые уже сходили, и спросят у них. Надежда на то, что люди будут советовать друг другу и рекомендовать. Мне очень хочется, чтобы этот фильм посмотрело как можно больше соотечественников.