Ко Дню защитника Отечества наши кинематографисты приготовили зрителям подарок от автора «Мы из будущего» Александра Шевцова - фантастическую историю под названием «Рубеж». Режиссер проекта Дмитрий Тюрин рассказал корреспонденту «КиноАфиши» про сложность работы со спецэффектами, поиски стилистики Ван Гога и важную роль предков в истории каждого.
О чем ваш фильм?
Есть такое место – плацдарм Невский пятачок, там во время Великой Отечественной шли ожесточенные бои за Ленинград. Там до сих пор работают поисковые группы, находят останки солдат, оружие, фрагменты техники. И именно здесь несколько лет назад получила разрешение на работу компания, занимающаяся добычей песка. Общественность, конечно, была возмущена, и конфликт до сих пор не улажен. Эти события и легли в основу «Рубежа». Наш герой Михаил как раз руководит такой компанией по добыче песка. По сюжету он приезжает на карьер, чтобы попытаться договориться с активистами, мешающими проводить работы. Но знакомство с девушкой из поискового отряда все меняет. А затем происходит ЧП, и герой переносится в прошлое, в эпицентр боев на Невском пятачке…
Что вас зацепило в «Рубеже» и меняли ли вы сценарий в процессе работы?
Мне понравился сценарий картины, в него были вложены интересные идеи – о том, что любовь способна изменить человека, об уважении к предкам, сохранении памяти о них. Плюс сценарий сочетал в себе сразу несколько жанров. Правда, первоначально история была перегружена историческими подробностями, в итоговый вариант вошла лишь их часть. Поэтому сценарий мы с Александром Шевцовым дорабатывали, сделали историю более молодежной, разбавили экшном и визуально красочными эпизодами. Некоей нашей сверхзадачей было, чтобы просмотр вдохновил зрителей поинтересоваться у старших родственников историей своей семьи, подвигнуть побольше узнать о своих корнях.
У вас много известных актеров в кадре, как удалось их всех собрать?
Сценарий «Рубежа» выстроен на истории героя, вокруг центральной фигуры развиваются линии других персонажей. Поэтому даже на самые небольшие роли мы привлекали звезд, чтобы зрителям было за кого переживать и волноваться. Например, Игорь Петренко сыграл очень значимого героя, у которого есть реальный прототип. Еще, например, в нашем фильме эпизодическую роль исполнила замечательная Екатерина Васильева, ей понравилась идея проекта.
Какие спецэффекты разрабатывались специально под «Рубеж»?
При работе над фильмом мы вдохновлялись популярными фотографиями, когда люди совмещают старые и новые виды городских объектов. А переходы между настоящим и прошлым мы решили показать с помощью «вихрей». Концептуально они очень хорошо вырисовывались, однако реализация оказалась очень трудоемкой и затратной. Специалисты по спецэффектам компании Main Road Post на постпродакшне посвятили их созданию почти полгода, и сотворили настоящее чудо. Судя по первым отзывам зрителей, посмотревших «Рубеж», кино трогает людей на эмоциональном уровне. Значит, мы все сделали правильно, и эффекты получились реалистичными и не выбивающимися из истории.
Чем «Рубеж» отличается от других военных картин?
Сейчас фильмами о войне вряд ли кого-то можно удивить, ведь только в нашей стране их снимается огромное количество. И пока большинство кинематографистов продолжает эксплуатировать спилберговскую эстетику, мы решили добавить войне цвета. Ведь наш фильм все-таки художественный вымысел, а не документальное кино. Решили отталкиваться от того, как мир видел Винсент Ван Гог, попробовали расцветить страшную и серую действительность его красками. Сначала нашли специалиста, который смог сделать раскадровки, а после к нам присоединилась художник-постановщик Жанна Пахомова, воссоздавшая все это в кадре.
Так как до нас подобного никто не делал, мы пошли опытным путем. Для достижения нужного результата на площадке было перекрашено все, начиная с танков и заканчивая землей. Было израсходовано 10 тонн крашеной мраморной крошки… Нетронутым осталось лишь небо, иначе был риск уйти в комикс-стилистику, что стало бы совсем уж перебором. В итоге в изобразительном плане «Рубеж» перекликается с «Диком Трейси». У нас тоже большое внимание уделено цвету и его динамике в кадре: ближе к финалу все выглядит максимально ярко и даже кислотно. Мы довольны результатом, надеемся, что и зрители оценят все наши старания по достоинству.
Беседовал Дмитрий Бортников
Фильм «Рубеж» о герое, прошедшем сквозь время ради любви, в кино с 22 февраля 2018 года.