В рамках международного культурного форума в Санкт-Петербурге состоялась российская премьера фильма «Предчувствие». Киноафиша встретилась с режиссером Киёси Куросавой – трехкратным обладателем призов Каннского кинофестиваля и одним из самых выдающихся представителей современного японского кинематографа, чтобы обсудить его последние работы и любимые жанры.
Спасибо большое за очень необычный фильм. Как вы сами определяете его жанр? В какой-то момент мне стало казаться, что это некая притча о человечестве.
- По жанру – это научная фантастика, фильм-фантазия о пришельцах. Но да, вы правы, я не пытался изобразить что-то потустороннее. И несмотря на то, что жанр задает определенный фантастический тон повествованию, я снимал кино про наш мир, про наше общество, и просто перенес свои ощущения на пленку.
Вчера вы принимали участие в первом коллоквиуме международных киношкол в рамках культурного форума. Расскажите, какова была основная тема вашего разговора с коллегами? И что оказалось интересней всего лично для вас?
- В первую очередь обсуждался вопрос: как лучше обучать студентов кинематографических вузов. И во время коллоквиума я понял, что это действительно самая трудная и важная задача, которая стоит перед всеми преподающими режиссерами в мире.
Вы сами преподаете в киношколе в Токио. Что для вас как для педагога важнее всего донести до своих учеников? Как вы думаете, можно ли научить человека быть режиссером или это природный дар?
- Я считаю, что любой человек может стать режиссером. Я же стал, значит, и другие смогут. Студентов я действительно обучаю, только вы никому об этом не говорите. Дело в том, что, когда я туда прихожу, я сам ничего не делаю, в то время как они постоянно работают над новыми идеями. И когда я их слышу, я думаю: «О, как интересно! А это можно использовать!». Они-то считают, что я их учитель, но на самом деле все наоборот.
А как сегодня обстоят дела с японским кинематографом? Есть ли у него какая-то определенная особенность, отличающая его от кино других стран?
- Я думаю, что в каждой стране есть свои особенности, и, пока ты в этой стране не пожил, их трудно понять. Сейчас по всему миру в год выходит очень большое количество фильмов. Например, в Японии вышло пятьсот, и это достаточно внушительная цифра. При том мы прекрасно понимаем, что лишь немногие из них смогут добиться серьезного успеха. Большое счастье заключается в том, что, несмотря на это, очень многие люди хотят пробовать свои силы в кинематографе и без гарантии славы и богатства.
А знакомы ли вы с российским кинематографом? Может быть, есть режиссеры или фильмы, которые вам особенно понравились?
- К моему большому сожалению, сейчас в Японии не показывают современные российские фильмы, но многие старые картины мне очень нравятся. Например, фильмы Алексея Германа, Андрея Тарковского, Александра Сокурова.
Вы назвали Тарковского. А как вы относитесь к тому, что многие критики сравнивают ваши фильмы?
- Что вы, что вы! Я не такой потрясающий как Тарковский.
Сравнивают, сравнивают…
- Правда? Для меня это большая честь. Я даже как-то застеснялся.
В продолжении темы о России. Очень хочется узнать, что привело вас во Владивосток? Почему именно там вы снимали один из своих фильмов? («Седьмой код»)
- Ну, на самом деле мы близкие по территории страны. Тайвань, Южная Корея, Китай… И там люди похожи, лица похожи, культуры похожи, А тут Владивосток и совсем другая культура, совсем другой внешний вид людей при том, что мы так близко расположены. Это меня и заинтересовало.
Судя по вашей фильмографии, вы любите экспериментировать с жанрами. Но мне хочется остановится на одном из самых часто используемых вами - фильмах ужасов. Чем для вас интересен этот жанр? И как вы считаете, для чего нужны такие фильмы в принципе?
- Если рассматривать все так глубоко, то начинаешь задумываться, для чего вообще нужно кино. Мои фильмы ужасов совсем нестрашные, они сделаны не для того, чтобы пугать людей. Мне очень интересны призраки, те, кто умерли и возвращаются в этот мир с каким-то посланием. Тема смерти достаточно тяжелая, хотя мы очень часто сталкиваемся с ней в самой жизни. И мне кажется, что люди, которые живут на земле, имеют большую связь со своими близкими, которые уже покинули этот мир. Может быть, они и не приходят к ним в образе призрака, но в невидимую связь между ними я верю.
Как вы думаете, из чего делается хорошее кино? Есть ли у вас какая-нибудь формула?
- Если бы это было так просто и понятно, то никто бы так не мучился. Я думаю, что хорошее кино – это что-то между сказкой и былью, история, в которую ты захочешь поверить.