Продолжается традиция выпуска к национальным праздникам сильных зрительских картин о спорте и преодолении («Движение вверх» и «Лед»). Причем на этот раз она совпала и с проведением Паралимпийских игр-2018 в Пхенчхане. На экраны выходит история о подающем большие надежды горнолыжнике Леше Цареве, который теряет ноги из-за нелепой случайности. Но он находит в себе силы и с помощью протезов и поддержки неравнодушных людей, семьи и друзей возвращается в спорт. Корреспондент «КиноАфиши» пообщался с идейным вдохновителем проекта «Со дна вершины» Тамарой Цоцория, узнал о смене режиссеров на проекте, о саундтреке, и экстремальных съемках.
У вас указано сразу три режиссера, работавших на фильме «Со дна вершины». Как распределялись их обязанности?
У нас с самого начала на проекте было много приглашенных режиссеров, нужны были люди, которые смогли бы воплотить наши идеи. Нас с Константином Кутуевым многие спрашивали, почему мы сами не снимаем «Со дна вершины», ведь лишь мы знали, каким кино должно выйти в итоге, но на тот момент нам и продюсерских функций хватало. И после неудачного старта и увольнения нескольких режиссеров была приглашена Яна Поляруш. Благодаря длительному перерыву между съемками мы вместе с ней доработали сценарий. Как раз именно в тот период Алексей Мошкин рассказал нам свои удивительные спортивные истории. Пока Яна снимала, мы постоянно присутствовали на съемочной площадке, давали необходимые рекомендации и активно участвовали в работе, понимая, что иначе кино уйдет не в ту сторону. Уход в «Голливуд» это совсем не то, что мы изначально планировали. К сожалению, у Яны тоже было свое видение, ее все время тянуло в мелодраму, в лирическую историю, а мы хотели совместить в нашем проекте несколько жанров, вдохнуть и сохранить наш менталитет.
Вот так и вышло, что Яна сняла часть фильма, достаточно большую, поэтому мы ее оставили в титрах, а потом уже сами, с Константином, доснимали, монтировали, писали музыку и следили за сведением звука. Многие эпизоды пришлось переделывать и переснимать, а некоторые и попросту убрать, т.к. они не встраивались в общую концепцию.
Где проходили съемки?
География у проекта была крайне обширной. На протяжении съемочного процесса мы посетили множество городов: Кировск, Ульяновск, Москву, Калугу, Сочи и Вальдизейр (Франция), где снимали наши Паралимпийские игры. Везде нам приходилось снимать по два раза, из-за сложных метеорологических условий (снег, горы), это всегда непросто для натурных съемок. Поэтому иногда мы были вынуждены переворачивать с ног на голову весь съемочный график.
У вас отлично сняты сцены с участием лыжников. Расскажите, пожалуйста, как выстраивалась операторская работа и техническая часть съемок.
Первая операторская группа разрабатывала специальные сани. Они нас очень долго убеждали, что без них мы ничего путного не снимем. Но если бы вы видели то, что у них в итоге вышло, то это идеальный материал для журнала «Фитиль». В конечном итоге все проезды и эпизоды с экшном у нас снимал наш замечательный оператор-экстремальщик Николай Пиотровский. Его мы тоже указали в основных титрах оператором-постановщиком специальных съемок, т.к. вся красота в кадре это его заслуга. Он ездил вместе с лыжниками и снимал нужные кадры на скорости в 120 км/ч. Часть пейзажей и специфических сцен снята с квадрокоптера, тогда он только-только появился, и группа Пиотровского взяла его на вооружение, сейчас они уже хорошо известны и другими своими работами, как команда ActionBrothers.
Звуковая дорожка у фильма просто фееричная, как работали с ней?
Саундтрек это наша большая удача и заслуга, мы долго общались со многими композиторами. И в какой-то момент нам просто повезло. Артем Васильев, написавший музыку для «Экипажа» Николая Лебедева, посоветовал нам своего коллегу Данила Борисова, только начинающего свой творческий путь композитора. Он оказался очень гибким, тонким человеком. Мы пошли по тому же пути, что и со сценаристом Рауфом Кубаевым (простота, никакой жести и нагромождений). Вдыхали в Данила все свои задумки и мысли. Прямо пропевали, слушали какие-то наброски, обсуждали их. Он внимательно нас слушал, с ним в этом плане было крайне легко работать. Данил не тянул одеяло на себя, иногда, конечно, где-то сопротивлялся, но потом все равно понимал, что мы правы, и соглашался.
Музыку отмечали после просмотра фильма многие, в том числе, представители министерства культуры и администрации президента. С песнями нам тоже очень повезло. Наши музыканты - молодые ребята буквально были дарованы нам свыше. И Карина Люрмиш, написавшая свою песню в 15 лет, и девочка, исполнившая яркую финальную песню, Кристина Ашмарина, и мальчик с рэпом, который он написал в 16 лет, Виталий Крук, - его исполнение как нельзя лучше подошло. Причем он прошел со мной весь путь, т.к. его запись мне принесли, когда только начиналась работа над проектом «Со дна вершины».
Мы посвятили нашу картину всем паралимпийцам, с кем-то мы были знакомы, чьи-то истории нас вдохновили. Но самое важное, что зрители, выходя с нашего фильма, не важно, кто они, благодарят и всегда сравнивают себя с героями, говоря, что кино про них. И нам очень бы хотелось, чтобы публика, посмотрев «Со дна вершины», порадовалась за наших героев и получила заряд положительных эмоций на будущее, понимая, что все зависит лишь от нас самих. Трейлер фильма «Со дна вершины»
Беседовал Дмитрий Бортников
Начать жизнь с нуля и прокатиться с главным героем Лешей Царевым по заснеженным склонам можно с 1 марта 2017 года.