В Санкт-Петербурге в рамках презентации фестиваля VOICES состоялся показ фильма Павла Лунгина «Дама Пик». Редакции «Киноафиши» удалось побеседовать с культовым российским режиссёром и узнать подробности о съёмках его новой картины.
Изначально фильм задумывался на английском языке, по сценарию Дэвида Сайдлера и с участием зарубежных актёров. Почему не сложилось?
Как говорил бандит в Великолепной семёрке: «В Техасе банки должны грабить техасцы». В итоге не сложилась копродукция. Весь этот процесс превращался в какое-то бесконечное кружение между агентами, адвокатами, менеджерами, и в какой-то момент мы решили остановиться. К тому же фонд, который дал нам деньги, терпеливо ждал 2 года, потом ещё год, и дальше оттягивать было уже невозможно. Я не жалею об этом, потому что мне нравится фильм. И я считаю, что Ксения Раппопорт сыграла блистательно, как не сыграла бы другая западная актриса. И знакомство с Ваней Янковским мне очень нравится, он мне кажется очень талантливым и интересным, поэтому фильм существует, и это хорошо.
Как вы выбирали актёров на главные роли? Вы изначально думали о ком-то конкретном, или они стали неожиданной находкой?
Вряд ли Ксения это неожиданная находка, как раз наоборот – она была одной из трёх актрис, о ком я думал с самого начала. А исполнителя роли Андрея я искал долго и безуспешно, много месяцев. Но буквально за несколько дней до запланированного начала съёмок, когда я был уже в отчаянии, появился Ваня Янковский.
Все идеи откуда-то произрастают. Откуда к вам пришла идея «Дамы Пик»?
Идея пришла оттуда же, откуда приходят все остальные – из платоновского мира, где плавают все идеи, которые были и будут. Я очень быстро увидел, как этот сюжет повернуть в современности. Я всегда говорил и сейчас могу повторить, что в фильме задействован образ, который очень свойственен молодёжи. Люди не верят в естественное развитие, то есть, что нужно выучиться и что-то сделать, а верят в то, что можно только украсть или выиграть. И вот это чувство, что надо выиграть у жизни в карты, мне кажется, для России очень современно и понятно для молодых людей.
Является ли фильм нравоучительным и показательным? Предостерегает ли он от чего-то?
Не больше и не меньше, чем у Пушкина. Учу ли я морали? Не уверен. Но я считаю, что, как правило, такие игры кончаются поражением. Предостережением может быть то, что играя на себя, ты в конце проиграешь, потому что жизнь нельзя обыграть. Но с моралью тут сложно, потому что героиня фильма София Майер живёт вообще вне морали: она как талант, как сила стихии, как море. У моря же нет морали, оно тебя и накормит, и утопит и искупает. Вне добра и зла. Такой она персонаж. А проблема Андрея в том, что он был единственный, кто верил бесконечно в искусство и что может произойти чудо, за что и был наказан.
Какие сцены было снимать сложнее всего?
Мне всё было легко. Когда я понимаю, что я делаю, то снимаю довольно быстро, так как люблю этот процесс. Есть режиссёры, которые любят процесс монтажа, а я люблю саму съёмку. Мне кажется это очень интересным, когда текст наполняется смыслом и какой-то реальной жизнью. Это то, что меня интересует больше всего.
У «Дамы Пик» планируется прокат заграницей? Как вы думаете, у него там большой потенциал?
Да, у нас итальянский сопродюсер, так что фильм должен быть показан в Европе. Насчёт потенциала, то я думаю, что он большой для российского зрителя – просто потому, что мифология этой «тройки, семёрки, туза» жива в России и мало о чём говорит в других стран. Но, например, фильм посмотрел американский консул с женой, и они очень расчувствовались и остались под большим впечатлением.
Беседовала Трошина Олеся