Недавно отгремел 29 «Кинотавр» - одно из главных событий киносезона. Обсудить мероприятие мы пригласили молодую и талантливую актрису Ольгу Михайлову, которая в этом году впервые посетила фестиваль. И заодно поговорили обо всем – фильмах, актерской жизни и о том, почему так важно следовать своей мечте.
Ольга, расскажите, как вам «Кинотавр»?
Я думала, что это будет пафосное светское мероприятие, и была поражена дружеской атмосферой киношников, которая царит там и чувствуется сразу. «Кинотавр» - концентрат нереально творческих и талантливых людей. Я не ощутила никакого пафоса, ничего в этом духе! И мне очень понравилось. Я видела, как различные актеры, сидевшие в зале, как они болели друг за друга, эмоционально воспринимали победы друг друга. Я точно знаю, что вернусь туда и не раз, и, надеюсь, не с пустыми руками приеду … и уеду тоже.
Вообще такие мероприятия у нас в стране, когда люди могут посмотреть киноновинки нашего производства, знакомиться с новыми именами - это здорово. В последние годы наше кино вышло на новую ступень, это, наверное, все могли заметить. Раньше говорили, что американское, европейское кино – оно впереди планеты всей, и я спорила, защищала отечественного производителя. И не зря! В последнее время наши фильмы вышли на новый уровень, и меня это и как зрителя, и как профессионала очень радует.
Что-то успели посмотреть из новинок?
Я приехала в Сочи сразу после завершения съемок в Москве, лишь под закрытие кинофестиваля. К сожалению, успела только на один фильм – фильм закрытия «Дело Собчака». Судить об этом фильме мне сложно, так как он документальный, а не игровой. Я скажу, что это непростая картина, но, наверно, каждый россиянин ее должен посмотреть. Я не помню те времена, так как была еще маленькой, те события я знаю по рассказам родителей, да и у них свое субъективное мнение, у каждого своя правда. И этот фильм представляет зрителю мнение Ксении Собчак, и мнение это интересное. Я, кстати, по-другому стала к ней относится после просмотра этого кино. В лучшую сторону.
А как вы пришли в кино? Когда состоялся дебют?
У меня был долгий и сложный путь в эту индустрию. У меня актерское образование - второе высшее, я поступала уже после того, как отучилась здесь, в Санкт-Петербурге, по специальности инженер-программист. Все произошло неожиданно и в то же время как-то ожидаемо. Я еще на первом курсе Военмеха поняла, что это - не мое, но так как я всегда довожу до конца свои решения, я окончила институт. На третьем курсе стала работать моделью – творческие съемки, каталоги одежды, а потом и в рекламе. Когда я уже закончила Университет, меня нашел ассистент Виктора Мережко, и предложил эпизодическую роль просто красивой девушки в художественном многосерийном фильме «Подземный переход». Я пришла на площадку, почувствовала эту магию кино, и… Как говорят, кино – это как наркотик, стоит попробовать, и уже сложно отказаться. И это правда!
На самом деле мне непросто далось решение о поступлении во второй вуз – у меня тогда уже было образование, два кота, гражданский муж, съемная квартира, трехзвездочный отдых дай Бог если раз в год – все было понятно, в принципе, по перспективам. И взять и все поменять – это тяжело. Я поступала два года подряд, и поступила в Москве, в Щуку, так что перемены были кардинальные.
Не разочаровались?
Слава Богу, нет. Разочарования нет, только очарование.
То есть, если взрослая девушка, скажем, около 30 лет, мечтает стать актрисой, вы советуете пробовать?
Я посоветую помнить, что это тяжелая работа, в которую нужно вкладывать много сил, и которая может потребовать от вас пожертвовать всем. Если вы понимаете, что это тернистая дорога, с гигантской конкуренцией, что придется “стучать во все двери” много лет подряд, и никто не гарантирует результата, но мечта не покидает – стоит попробовать и пусть даже ошибиться, чем всю жизнь сидеть на нелюбимой работе и быть неудовлетворенным человеком, считая рабочие часы и дни до пятницы. У каждого человека есть талант, и огромный грех – не раскрывать его. Если вас тянет в какую-то стезю, то нужно пробовать, а то потом будете жалеть.
Вы сказали, что на «Кинотавр» попали со съемок. Расскажите, пожалуйста, о них
Я закончила съемки в Москве, снимали фильм режиссера Клима Поплавского. Это мелодрама тире комедия, и это была очень сложная работа для меня – моя первая комедийная роль. Я даже звонила знакомым режиссерам и спрашивала, как играть комедию. Я знаю, как играть мелодраму, умею страдать, а вот как играть комедию – не знала. Никто не смог дать ответ и пришлось искать образ самой, уже на площадке. Я еще не видела даже чернового монтажа, и очень волнуюсь – как получилось.
Что для вас сложнее – комедия или мелодрама?
Я только перед съемками в Москве закончила работу в Минске, где делали двухсерийную мелодраму для телеканала Россия. В общем, это такой жанр, когда у тебя счастливая жизнь, и вдруг выясняется, что муж наркодилер, сына крадут, тебя крадут... И из-за всего этого нужно постоянно страдать, чтобы был накал страстей. В принципе, я сама легко плачу на камеру, но под конец я уже говорила гримерам – капайте мне слезы, мои закончились.
А как получается заплакать на камеру?
Нас в институте учили, что все свои реальные переживания нужно взять, положить где-то в голове на полочку и запомнить эти ощущения. А когда потребует роль – достать, подложить под сценарий и проиграть. Так получается достоверно. Но минские съемки меня настолько выжали, что я уже не знала, что из личного опыта еще использовать. А после мелодрамы я поехала на комедию, и стало, конечно, проще.
Комедийные героини сложно раскрываются?
У нас были сцены, которые раскрывают героиню целиком и полностью, она эмоциональная, целеустремленная, принципиальная – у нас с ней много общего.
Если в общем смотреть на ТВ-формат и полный метр, что сложнее играть?
У меня еще недостаточно опыта, чтобы я могла ответить на этот вопрос. Процесс съемки зависит от атмосферы на площадке, от режиссера, от того, как работают люди на площадке, как работают партнеры, а не от формата. Если идешь на площадку в припрыжку, с улыбкой, то и работать будет приятно, будет кайф от съемок. А если взаимоотношения между участниками кинопроцесса не складываются, то и съемки идут тяжело.
Среди ваших героинь было что-то совсем вам чуждое?
Моя Эллочка из «Улиц разбитых фонарей». Она девочка непростая, племянница генерала (его играет Народный артист РФ Борис Клюев), и за нее "просили". Так что она постоянно доказывает, что достойна быть на этом месте.
И как актеры решают такие задачи?
Нужно найти в персонаже моменты, которые схожи с тобой, договориться с ним. А потом получается и полюбить, и понять свою героиню.
У многих людей есть стереотип, что профессия актера – простая. Достаточно просто прийти на съемки и сыграть. На самом деле, что включает в себя эта работа?
90% времени актера – это кастинги, пробы, обсуждения, организационная работа. Если идут съемки – это ненормированный рабочий график, то есть работа без выходных много дней подряд. Есть еще ночные смены, когда надо быть свежей и веселой в два часа ночи, а на тебе высоченные каблуки, узкое платье, линзы уже 20 часов в глазах, грим примерно столько же, и ты уже ничего не можешь и выжата как лимон – а надо играть. Нужно быть всегда в тонусе. Если это обычный съемочный день, то в семь-восемь утра надо быть на площадке и пахать – по 12 часов, а потом часто идут переработки (улыбается).
Долго снимают сцены?
По-разному. В Минске мы снимали одну сцену 7 часов, очень сложная задача - день рождения моего киносына. Одновременно с детским праздником происходит важный разговор, ломается счастливая жизнь моей героини. Много массовки, детей. Большая работа. Миллион дублей, наверно (смеется).
Работа актера во многом зависит от визуальной составляющей. Как при таком графике удается ухаживать за собой? Есть свои секреты красоты?
Мой секрет – выспаться и провести время в тишине, вообще побыть в тишине – лучший отдых. Девушки шоу-бизнеса большую часть заработка тратят на уход за собой, от питания до фигуры. Со временем это становится привычкой – походы к косметологу, спорт, правильное питание. Если понимаешь, ради чего это делаешь – то все просто.
А эмоционально как восстанавливаетесь?
Моя собака. Маленький померанский шпиц. Он очень чуткий и всегда понимает мое настроение. Достаточно его обнять, и он восстанавливает любой эмоциональный фон. До того, как у меня появился шпиц, я была стопроцентной кошатницей, но вот эта собачка своей абсолютной любовью ко всем существам все поменяла. Он очень вдохновляет. Людям есть, чему поучиться у собак. А вообще, любому человеку важно иметь рядом кого-то, кого можно просто обнять и ощутить поддержку.
Из коллег во время работы кто больше всего запомнился?
Моя первая крупная работа – легендарные «Улицы разбитых фонарей», этот сезон еще в производстве. Для меня роль в этом сериале была большим счастьем в непростой жизненный период. Я пришла в коллектив, который вместе работает 13-15 лет, и именно у них я многому научилась. Это уже матерые артисты, и просто смотреть, как они работают – уже хорошая школа. Ввестись в сериал, который уже давно снимается – это как прийти в обычный слаженный коллектив в офисе. Я очень волновалась: как примет начальство, как примут взрослые сотрудники… Но с первого же съемочного дня меня так здорово встретили, что все волнения улетучились, и я очень благодарна ребятам за это. На площадке очень добрая атмосфера – они шутят, дурачатся, а потом режиссер командует «начали» и они уже в образе, вовсю играют. Профессионалы.
С кем бы хотелось еще поработать?
Да много с кем. Я пока смотрю только на российский рынок, у меня здесь еще поле не пахано. Очень хочется поработать с Павлом Лунгиным, я очень люблю его фильмы. А если мечтаешь – ни в чем себе не отказывай (смеется) и мечты имеют свойство сбываться.
Сами в свободное время кино смотрите?
У меня периодами – иногда смотрю много и с удовольствием, иногда вообще не смотрю, хочется заниматься бытом, переключиться.
А свои фильмы просматриваете?
Смотрю, чтобы сделать работу над ошибками, и всегда себя ругаю, редко бывает, что мне все нравится. Я сама себе главный бичеватель. Наверно, это и есть путь роста, потому что если тебе все нравится – это тупик.
А первое образование пригодилось хоть раз?
Конечно. Я нисколько о нем не жалею, ничего не бывает просто так. Думаю, оно пошло мне на пользу. А еще бывает так, что на площадке случается что-то с компьютером, сама подойду все и сделаю (смеется).
У вас есть какое-то хобби? Чем занимаетесь в свободное время? И есть ли вообще свободное время?
Человек всегда найдет время на то, что ему действительно нужно. Я личность разноплановая, иногда хочется писать картину маслом, иногда петь под собственный аккомпанемент. Но, если честно, моя работа – мое основное хобби.
А чего хочется в ближайшем будущем?
Я очень жадная до работы, хочется как можно больше ролей. Мне хочется творческих безумств, каких-то жертв ради кинематографа, например, побриться налысо. Раньше я не была к этому готова, а сейчас мне интересно все. Хочется больше разных образов попробовать.
Что касается жизни – хочется больше путешествовать, в последнее время я стала много ездить, и чем больше путешествуешь, тем больше понимаешь, как много стран, где ты еще не был. Я недавно узнала, что есть круиз в Антарктиду из Буэнос-Айреса - это так заманчиво!
У нас безумно интересный мир, и ограничивать себя рамками не хочется, хорошо бы, конечно, рядом человека, который будет поддерживать мои начинания. Сейчас такого нет, но при этом – я никогда не чувствовала себя настолько свободной и счастливой, мое одиночество осознано и самодостаточно.
Беседовала Екатерина Штифель
Meta (Facebook и Instagram) признана в России экстремистской организацией.