Оповещения от Киноафиши
Скоро в прокате «Гладиатор 2» 1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Меню
Русский English
favorites

«Это фильм о том, каково быть женщиной в патриархальном мире»: интервью с режиссером и актрисой картины «Удовольствие»

«Это фильм о том, каково быть женщиной в патриархальном мире»: интервью с режиссером и актрисой картины «Удовольствие»

Нинья Тюберг и София Каппель рассуждают о порнофильмах как о зеркале современного общества, рассказывают о непростых съемках с реальными порноактерами и делятся их оценкой «Удовольствия».

Уже несколько недель в российском прокате идет крайне смелое, вызывающее, но вместе с тем отнюдь не бессмысленное кино «Удовольствие», где режиссер Нинья Тюберг и актриса София Каппель исследуют изнанку современной порноиндустрии. Признаться, чтобы пойти на этот фильм в кинотеатр, требуется отсутствие некоторых барьеров стеснительности. Слишком подробно все показано. И никакой блюр не сможет сгладить нормальное человеческое смущение, когда на пол-экрана будут показаны половые органы. В этом фильме есть все, кроме того, что как раз и определяет жанр порнографии: реальной демонстрации полового акта. О том, что нужно рассмотреть за шокирующей откровенностью, Киноафиша.Инфо поговорила с гостями премьеры: Нинья и София приехали в Москву и Санкт-Петербург, чтобы посмотреть в глаза потенциальным зрителям.

Когда я посмотрела эту картину, первое, что пришло в голову, что этот фильм не может нравиться или не нравиться. Он был создан для того, чтобы встряхнуть, удивить. Насколько такая реакция правильная?

Нинья Тюберг: Вопрос с подвохом... Для меня это фильм о том, каково быть женщиной в патриархальном мире. То есть, да, это фильм о порно, но также это еще и метафора нашего общества и расстановки сил.

София Каппель: Я согласна с таким посылом. Для меня это фильм о молодой девушке, которая пытается сделать карьеру. И не важно, порно это индустрия или финансовая, или все что угодно – это везде происходит одинаково, потому что мир, в котором мы живем, патриархален.

Нинья, я во время просмотра пыталась угадать ключевую задумку вашего фильма. И моя версия такая: мы привыкли видеть мир порно в игровом кино таким драматичным, даже трагическим, со всей его грязью, алкогольными и наркотическими зависимостями. В вашем фильме этот мир показан довольно обыденно, нормально, если так можно выразиться.

НТ: В первую очередь, мой фильм про людей, я пыталась показать персонажей людьми и не осуждать их личный выбор, но показать все разнообразие этого мира, который не делится на черное и белое. Но вообще, конечно, интересно, что вы сами понимаете под этим «нормально». У нас происходят и хорошие, и плохие вещи.

«Это фильм о том, каково быть женщиной в патриархальном мире»: интервью с режиссером и актрисой картины «Удовольствие»
София Каппель в фильме «Удовольствие»

Это фильм о порно, но также это еще и метафора нашего общества и расстановки сил.

Да, я именно об этом и говорила – о том, что, судя по фильму, вы не осуждаете людей из порноиндустрии и саму индустрию, а показываете ее как привычную часть нашего сегодняшнего мира и нашей киноиндустрии в целом.

НТ: Я хотела спровоцировать людей на размышления и разговоры, рассуждения. Но я совсем не хочу предлагать простые ответы или решения, я хочу, чтобы зародилась дискуссия. И, повторюсь, это же фильм о нашем окружающем мире – как зеркало общества.

София, вы уже знаете законы обычной киноиндустрии, но изучили и законы порно для роли. И очевидно, что порноиндустрия подчиняется своим правилам. Можете сравнить: эти правила разных кино похожи? И как вы вообще себя ощущаете после такого опыта?

СК: Надо все же сказать, что у меня не было опыта в «нормальной» киноиндустрии до съемок в «Удовольствии», это вообще первый мой опыт съемок в жизни. Так что мне было окей, полагаю, потому что мне не с чем сравнивать. Но, конечно, разница есть, самая очевидная из которых между мейнстримом и порно – это демонстрация проникновения. В остальном это такое же актерство.

Да, это и было для меня главным открытием в фильме, что ваша героиня искренне верит в то, что она в первую очередь актриса. В качестве догадки, не это ли убедило вас сделать «Удовольствие» вашим первым фильмом? Ведь это очень смелая роль.

СК: Было несколько причин, почему я согласилась сняться в этом фильме, но основной причиной была Нинья. Она потрясающий режиссер и очень-очень умный сценарист. В этом фильме столько слоев, смыслов, которые одинаково важны для женщин и для мужчин, и для того, что есть между ними. «Удовольствие» – это тот фильм, который вы будете смотреть несколько раз и каждый раз открывать в нем для себя что-то новое. Но также я думаю, раз мне не с чем сравнивать, лучше начать карьеру в кино с такого жесткого кино. Это же такой краш-тест для актрисы, потому что у меня были очень сложные сцены прямо с самого начала съемок. Но, повторюсь, среди всех причин, почему я согласилась на это кино, главная – это Нинья.

«Это фильм о том, каково быть женщиной в патриархальном мире»: интервью с режиссером и актрисой картины «Удовольствие»
София Каппель в фильме «Удовольствие»

«Удовольствие» – это тот фильм, который вы будете смотреть несколько раз и каждый раз открывать в нем для себя что-то новое.

Продолжая тему актерства: ваша героиня считает свое тело своим рабочим инструментом. А вы сами так же считаете: что ваше тело, которое вы показали таким уязвимым, обнаженным на протяжении как минимум половины фильма, это просто рабочий инструмент, а не тело как что-то сакральное?

СК: Мне кажется, невозможно отделить от себя свое тело как какой-то инструмент и не думать о нем, как о теле. Оно всегда будет твоим телом. Но я убеждена, что нас, как женщин, часто рассматривают именно как тело. И для меня, как для женщины, гораздо сложнее быть замеченной благодаря своему уму, своему внутреннему содержанию. Потому что, как мне кажется, большинство людей судит меня изначально по моему телу. В том числе и поэтому я не считаю свое тело своим лучшим имеющимся в наличии инструментом. Мой лучший инструмент – это мой мозг. И он мне сейчас подсказывает, что как бы я ни хотела, я никогда не смогу смотреть на свое тело только как на рабочее оборудование, оно всегда будет чем-то большим.

Нинья, конечно, я прочитала заранее, что вы провели многолетние исследования порноиндустрии, прежде чем делать это кино. Но все же попрошу рассказать о них подробнее.

НТ: Порно меня интересовало как предмет исследований всю мою взрослую жизнь. Я начала как порноактивист, когда мне было 16, после этого проделала большой путь, посмотрела на порно с самых разных точек зрения. И в итоге я сначала сделала короткометражный фильм, который назывался так же, «Удовольствие», в 2013 году. Он тоже был о порно, но я на тот момент сама еще не бывала на реальной съемочной площадке порнофильма. Так что, когда я решила сделать полнометражную версию, я поехала в Лос-Анджелес, это было в 2014 году в первый раз, и начала исследовать, изучать этот мир. Так я провела 5 лет. Так что все в сценарии основано на реальных событиях или историях людей, с которыми я встречалась. И каждый персонаж в фильме, кроме Софии, это реальный персонаж из порноиндустрии и реальный человек оттуда. Не все они играют самих себя, лишь некоторые, кто-то использует свое реальное имя, кто-то играет историю, совершенно противоположную своей: некоторые, показанные в моем фильме отпетыми мерзавцами, в реальной жизни очень хорошие люди.

Но все же это не документальное кино.

НТ: Совершенно нет.

Тогда в чем же разница? Вы провели исследования, да, вы не показываете реальный половой акт, но в остальном это же все правда…

НТ: Это не документальное кино, потому что я написала сценарий и я просила людей: «Можешь ли ты сказать это?», «Можешь ли ты сделать это?», «Нет, сделай это еще раз!», «Ты смотришь в камеру, а надо…». Это моя история, мой взгляд. А то, что реальные люди из реальной индустрии скооперировались со мной, также является метафорой. Белла Черри (псевдоним главной героини – прим. редакции) – это какая-то версия меня. Все, через что она проходит, – это микс из того, что было навеяно реальными событиями, но также и того, что было взято из моего собственного опыта. Не в сексуальных вопросах, но в других сферах, где также заметно распределение сил, которое я ощутила на себе, как женщина в патриархальном мире.

«Это фильм о том, каково быть женщиной в патриархальном мире»: интервью с режиссером и актрисой картины «Удовольствие»
Нинья Тюберг - режиссер фильма «Удовольствие»

Порно меня интересовало как предмет исследований всю мою взрослую жизнь.

Вы сказали, что в вашем фильме принимали участие реальные актеры из порноиндустрии. Как они оценили ваш взгляд на нее и ваши метафоры, о которых вы говорите?

НТ: Было несколько человек, которые мне отказали, они не хотели сниматься в моем фильме. Так что у меня снимались только те, кто сам выразил такое желание и хотел рассказать свою историю. Но и они все пришли по совершенно разным причинам. Некоторых я могу назвать своими союзниками, потому что они поняли замысел и хотели через мой фильм изменить что-то к лучшему, потому что они обеспокоены некоторыми проблемами, существующими в их индустрии. Кто-то отнесся к съемкам, как к возможности поработать, как и к любой другой работе. Они получили чек и ушли, не особо заботясь о том, что я там хотела заложить в фильме. Так что все очень относительно и зависит от каждого конкретного человека, который был на съемках. Но в конечном счете, как я ощущаю, все отнеслись с уважением, и реакция на эту работу была положительной, потому что все отметили, как много времени я потратила на этот фильм и как много сил в него вложила. И что я действительно отнеслась к этой теме серьезно, хотела учиться и понимать ее. И все, абсолютно все сказали, что получилось очень-очень аутентично. А некоторые даже сказали, что я чрезмерно критична.

А вот это интересно, потому что, как я уже говорила, мы как-то привыкли ассоциировать порно с чем-то более мрачным. А вы не стали погружать героиню Софии во все это, а показали ее просто очень трудолюбивой девушкой, которая на самом деле знает, чего хочет. Мне кажется, яркость и светлость этого фильма делают вашу метафору заметнее и понятнее. Но, конечно, остается вопрос, почему вы не стали касаться вот этой темы – отчаянья, наркотиков и тому подобных вещей, сопровождающих порномир?

НТ: Это стереотипы, а я хотела показать в фильме что-то новое, отличное от них. И с моей точки зрения, София проходит через действительно ужасные испытания, но также сталкивается и с положительным опытом. И, как я и сказала раньше, этот фильм не предоставляет простых ответов, а заставляет зрителей думать, порождает дискуссию. Ну и поскольку мы все время отсылаем к метафоре патриархата, – это то, что уже установлено. Мы не выбирали этого, мы просто существуем с этим, иногда ситуация становится по-настоящему дерьмовой, и она тоже учит тебя, как с этим разбираться. И женщины в этом фильме в первую очередь воспринимают именно эти уроки. Я не собиралась делать акцент на теме жертвы обстоятельств, а хотела показать организованные агентства в этой индустрии, которые помогают стать сильнее, а не слабее.

София, вы на себе лично испытали то, что многие не испытают никогда. И понятно, что актерский труд сам по себе полон испытаний, но все же расскажите, как вам давались сцены во всех этих веревках, бандажах, на этих запредельных каблуках. Это же какой-то особый уровень дискомфорта, как мне со стороны кажется.

СК: Максимально некомфортной была самая первая сцена. Потому что она была с обнаженной натурой, а я к такому не привыкла. Мы договорились, что все будет быстро: после команды «Мотор» я скину халат, а как только прозвучит «Стоп», художник по костюмам тут же меня в него укутает. Но потом стало понятно, что так даже хуже, потому что именно такое отношение и заставляло меня чувствовать себя крайне некомфортно. Так что я прямо топлес просто уходила на задний двор того дома, где мы снимали, чтобы свыкнуться и как-то выровнять свой внутренний комфорт. А к концу съемок я уже окончательно поняла: Белла – это не я. Я никогда не снималась в порно. Я никогда не буду сниматься в порно. Она просто использует мое тело, чтобы рассказать свою историю. Так что в итоге я приняла, что во время съемок этого фильма в кадре была не я. И многие вещи сразу перестали значить так много. Но что до одежды – какие-то вещи, которые она носит, были моими реальными вещами, поэтому мне в итоге было комфортно. И меня окружали люди, которые помогали чувствовать себя в безопасности, что очень-очень важно для поддержания комфорта. Но если честно, я не думаю, что люди в принципе могут быть голыми и счастливыми, когда их на протяжении всего времени окружает куча других людей. Сама по себе ситуация дискомфортна. Но к ней на время можно привыкнуть.

«Это фильм о том, каково быть женщиной в патриархальном мире»: интервью с режиссером и актрисой картины «Удовольствие»
Удовольствие

Я не собиралась делать акцент на теме жертвы обстоятельств, а хотела показать организованные агентства в этой индустрии, которые помогают стать сильнее, а не слабее.

Мой финальный вопрос снова к вам обеим. Я от многих режиссеров слышала мнение, что сейчас такое время, когда они не имеют права снимать кино просто для развлечения. Обязательно нужно высказывание. Так почему «Удовольствие» это тот фильм, который нам нужен сейчас? И почему вы решили приехать именно в Россию с его промо?

НТ: Это совершенно точно фильм о современности и о времени. Он демонстрирует его, и мы об этом говорили. Порнопродукция всегда была крайне востребованной у потребителей, но раньше она пряталась в тени, а мы все делали вид, что не знаем о ее существовании. Сейчас мы говорим о ней более открыто, но она все равно сохраняет в себе основу мужского взгляда и доминирования. В порнографии мужской взгляд супер-выражен, но по факту, он же присутствует во всех сферах нашей жизни: кино, коммерция, мода. И согласно этому взгляду, женщин объективируют до существ, которые хотят наряжаться и делать макияж, носят высокие каблуки для мужчин, а тем ничего такого не требуется, чтобы быть востребованными. И это несправедливо! А Россия, как мне кажется, тоже, к сожалению, патриархальна в устройстве своего общества, та же структура выстраивания взаимоотношений между мужчиной и женщиной, как и везде в мире. Везде есть свои нюансы, но в целом все очень похоже. И поэтому, как мне ни жаль, мы должны говорить об этом повсюду.

СК: Я поддерживаю: нам надо говорить об этом, особенно с теми, кто вырос уже с интернетом, буквально с компьютером в руках. Когда я росла, со мной никто не говорил о порнографии. И я думала, что это очень опасный мир по разным причинам. Главная из которых – попытка подражать ему. Что странно. Ведь мы же смотрели обычные фильмы, боевики. В них убивают людей. Но мы понимали, что так делать нельзя, и после просмотра не шли и не стреляли ни в кого. Тогда как после просмотра порнографии многие решали, что у них должно быть так же и в жизни, пытались перенести это в свои реальные отношения, что болезненно отражалось на них. Поэтому, мне кажется, очень важно говорить о таком понятии, как согласие, и о том, как мы оцениваем людей, которые создают порно. В сегодняшнем мире это все есть в интернете, и порно очень востребовано, что было бы невозможно без потребителей такого кино. Так что, прежде чем критиковать эту индустрию и тех, кто в ней работает, мы должны покритиковать самих себя, задать себе вопрос: «А почему я смотрю порно?». И признать тех, кто создает его для нашего потребления, равными себе людьми. Потому что это так и есть. Они такие же.

«Это фильм о том, каково быть женщиной в патриархальном мире»: интервью с режиссером и актрисой картины «Удовольствие»
Удовольствие

Прежде чем критиковать эту индустрию и тех, кто в ней работает, мы должны покритиковать самих себя, задать себе вопрос: «А почему я смотрю порно?»

Кстати, для тех, кто стесняется идти в кинотеатр, «Удовольствие» будет доступно на платформе Wink.

Анастасия Калашникова ответила на вопросы Киноафиши Анастасия Калашникова ответила на вопросы Киноафиши Читать дальше 19 ноября 2024
Девушка стремится стать новой Ким Кардашьян в трейлере драмы «Дикий алмаз» Девушка стремится стать новой Ким Кардашьян в трейлере драмы «Дикий алмаз» Читать дальше 21 ноября 2024
В онлайн-кинотеатре Amediateka стартует сериал «Уроки китайского» В онлайн-кинотеатре Amediateka стартует сериал «Уроки китайского» Читать дальше 21 ноября 2024
Роберт Паттинсон пополнил актерский состав нового фильма Кристофера Нолана Роберт Паттинсон пополнил актерский состав нового фильма Кристофера Нолана Читать дальше 21 ноября 2024
Спин-офф «Головоломки»: вышел трейлер мультсериала «Студия сновидений» Спин-офф «Головоломки»: вышел трейлер мультсериала «Студия сновидений» Читать дальше 21 ноября 2024
Не только Паддингтон: 7 классных фильмов об антропоморфных животных Не только Паддингтон: 7 классных фильмов об антропоморфных животных Читать дальше 21 ноября 2024
Сколько себя помню, я всегда хотел быть гангстером: Каким получился «Пингвин» Сколько себя помню, я всегда хотел быть гангстером: Каким получился «Пингвин» Читать дальше 20 ноября 2024
Рэйф Файнс сражается за Жюльет Бинош в трейлере фильма «Возвращение Одиссея» Рэйф Файнс сражается за Жюльет Бинош в трейлере фильма «Возвращение Одиссея» Читать дальше 20 ноября 2024
Джек Блэк открывает удивительный мир в трейлере фильма «Minecraft в кино» Джек Блэк открывает удивительный мир в трейлере фильма «Minecraft в кино» Читать дальше 20 ноября 2024
Объявлена программа 3-го фестиваля авторского кино «Зимний» Объявлена программа 3-го фестиваля авторского кино «Зимний» Читать дальше 20 ноября 2024
На этой веб-странице используются файлы cookie. Продолжив открывать страницы сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Узнать больше