Фантазия (1940)
Эксперименты не заставили себя долго ждать, и после ошеломительного успеха «Белоснежки и семи гномов», окупивших свой бюджет в несколько сотен (!) раз, Уолт Дисней выпустил экспериментальный музыкальный мультфильм «Фантазия». Необычность его заключается в том, что в мультфильме нет единого сюжета. Он состоит из восьми самостоятельных эпизодов, действие в которых разворачивается под классическую музыку: здесь представлены Чайковский, Стравинский, Бетховен, Мусоргский, Шуберт. Связующим звеном между частями мультфильма выступают музыкальные вставки под руководством знаменитого дирижёра Леопольда Стоковского. «Фантазия» действительно поражает воображение, и мультфильм был высоко оценён критикой, но, к сожалению, из-за специфического, сложного для восприятия материала провалился в прокате, и запланированная вторая часть так и осталась нереализованной.
Приключения Икабода и мистера Тоада (1949)
Один из немногих альманахов Disney, состоящий из двух самостоятельных новелл, каждая из которых основана на литературном произведении. Первая часть – «Ветер в ивах» – это экранизация знаменитой повести Кеннета Грэма о нравах английского общества, которое представлено в виде антропоморфных животных: крысы, крота, барсука, жабы. Главный герой мультфильма – авантюрист Тоад, который из-за своего страстного желания заполучить автомобиль мечты попадает на скамью подсудимых (вполне в духе Гая Ричи, не так ли?). Вторая часть основана на знаменитой «Легенде о Сонной лощине» Вашингтона Ирвинга, давшей вдохновение не одному хоррору, и рассказывает о незадачливом школьном учителе, который до смерти напуган легендами о Всаднике без головы. Необычные сюжеты и мощная литературная основа обеспечили мультфильму всенародную любовь и признание.
Чёрный котёл (1985)
В центре мультфильма – могущественный злодей, который хочет при помощи волшебного Чёрного котла воскресить армию мертвецов. Единственный, кто может его остановить, – простой мальчик-свинопас, который должен отправиться в рискованное путешествие. Нет-нет, это не сюжет нового тёмного фэнтези от Netflix, речь идёт о мультфильме Disney «Чёрный котёл», мрачная атмосфера которого резко нарушает традиционные диснеевские каноны. Любопытно, что одним из художников проекта был Тим Бёртон (о чьем сотрудничестве с Disney мы ещё поговорим позднее), но его рисунки были забракованы студией, а режиссёр мультфильма Ричард Рич после премьеры был вынужден покинуть компанию, так как низкие сборы и высокая стоимость производства едва не разорили Disney. Также «Чёрный котёл» стал первым проектом студии, получившим возрастной рейтинг PG – «рекомендуется смотреть вместе с родителями».
Великий мышиный сыщик (1986)
Каких только адаптаций «Шерлока Холмса» не существует! Так, например, детская писательница Ив Тайтус стала автором серии повестей «Бэзил с Бейкер-стрит» о мышонке-детективе, образ которого недвусмысленно был вдохновлён знаменитым сыщиком Артура Конан Дойла. «Великий мышиный сыщик» выглядит несколько мрачнее и серьёзнее, чем большинство мультфильмов студии, но это не помешало ему окупиться в прокате и завоевать любовь зрителей разных возрастов. К знаменитому сыщику Бэзилу обращается девочка Оливия с просьбой отыскать её похищенного отца. Как полагается, помогать нашему герою будет недавно вернувшийся из Афганистана военный врач по имени Дэвид Доусон.
Оливер и компания (1988)
«Оливера и компанию» можно назвать необычным проектом сразу по нескольким причинам. Первая связана с технологией создания мультфильма. «Оливер и компания» – первый проект Disney, в котором использовалась компьютерная анимация. Он же стал и последним мультфильмом с использованием популярной тогда техники копирования декораций с фотографии. Вторым необычным моментом является выбор материала. Disney нередко заимствует сюжеты из литературы, в том числе далеко не детской (как, например, «Горбун из Нотр-Дама» по мотивам романа Виктора Гюго), однако здесь действие романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» перенесено в мир животных. Главным героем выступает котёнок-беспризорник Оливер, который попадает в компанию бродячих собак. Как роман, так и мультфильм поднимает серьёзные вопросы детского бродяжничества, преступности и социальной несправедливости.
Похождения императора (2000)
Иронические проекты, ненавязчиво говорящие об актуальных проблемах и ломающие привычные стереотипы, в нашем сознании стойко ассоциируются со студией DreamWorks, подарившей нам «Шрека», «Кунг-фу Панду» и «Мадагаскар». Однако абсурдистская комедия о превращённом в ламу эксцентричном императоре инков Куско – детище Disney. Завязка сюжета строится на том, что Куско хочет снести целую деревню, чтобы построить себе роскошный особняк с бассейном (практически «Левиафан» Звягинцева!). Но к счастью, планам императора мешает то, что недоброжелатели превратили его в ламу. Теперь Куско необходимо искать помощи у жителей той самой злополучной деревни.
Франкенвини (2012)
Будучи сотрудником Disney, в 1984 году Тим Бёртон снял кукольный анимационный фильм «Франкенвини» о мальчике, воскресившем своего погибшего пса. Тогда эта история показалась студии слишком мрачной и противоречащей политике компании, а сам режиссёр вскоре ушёл из Disney. Спустя долгие годы, когда за Бёртоном закрепилась слава главного сказочника современного кинематографа, чьи мрачные истории привлекают внимание взрослых и детей по всему миру, Disney сам предложил режиссёру сотрудничество. В результате в 2012 году вышла полнометражная версия ранней работы Бёртона – трогательная история о талантливом мальчике Викторе Франкенштейне, оживившем любимого пса Спарки. Как положено, Бёртон насытил своё произведение множеством отсылок к культовым хоррорам и классическим готическим историям.
Принцесса и лягушка (2009)
Мультфильмом «Принцесса и лягушка» Disney нарушил сразу несколько устоявшихся канонов. Во-первых, Тиана – первая афроамериканская принцесса Disney, наконец представившая на экранах образ, с которым могут ассоциировать себя десятки тысяч девочек по всему миру. Во-вторых, Тиана кардинально отличается от традиционных принцесс, чьим пределом мечтаний становится счастливое замужество. Тиана – целеустремлённая девушка, которая мечтает открыть свой ресторан и упорно идёт к этой цели. В-третьих, мультфильм переворачивает с ног на голову привычные гендерные роли, ведь это Тиана должна поцеловать и расколдовать обращённого в лягушку принца, а не наоборот. Наконец, «Принцесса и лягушка» стала первым после долгого перерыва проектом Disney, выполненным в традиционной рисованной анимации.