В прокат вышла комедия «День города»: сборник новелл, одна гротескнее другой, о том, как два соперничающих провинциальных городка готовятся к визиту Президента. Разумеется, за одни сутки на эти города сваливаются все беды мира. Одна из таких бед — столичная журналистка Света в исполнении Катерины Шпицы. Отчаянная девушка готова буквально на всё, лишь бы получить заветное интервью с Президентом, а если получится между делом поправить и личную жизнь — тоже хорошо. Актриса не боится быть в кадре смешной, разыгрывать самые нелепые ситуации, но говорит о работе предельно серьёзно. Киноафиша.Инфо встретилась с Катериной за полчаса до премьеры.
Катя, пока мы с коллегой ждали вас на интервью, поскольку мы здесь все девочки, мы обсуждали, в чём же вы придёте...
Это приятно, что люди уже гадают, в чём же я на этот раз приду.
Всё-таки согласитесь, это уже ваш фирменный знак — эффектные выходы на красной дорожке.
Да, я люблю наряжаться, а если людям при этом нравится то, что они видят, то, да, это хороший знак.
Однако я на протяжении всего карантина читала интервью и статьи, в которых многие селебрити рассказывали, как изоляция убедила их пересмотреть свои отношения с одеждой: кто-то отказался от покупок, кто-то изменил стиль. У вас произошло что-то подобное?
Глобально нет. Я в очередной раз убедилась, что мне нравится как можно больше времени проводить в комфортной одежде и спортивной обуви, но я не готова к тому, чтобы не было поводов надеть что-то поинтереснее. Я как любила платья, так и обожаю их. Просто мы привыкли за время изоляции к тому, что не нужно никуда особо собираться, в этом есть определённый кайф. Потому что это всё равно эмоциональные затраты: решить, у какого ты стилиста-визажиста и мастера по причёске будешь делать макияж и причёску в этот раз, что ты наденешь, хочется ещё поймать правильное настроение и чтобы наряд соответствовал этому настроению. Да и профессия обязывает соблюдать парадный дресс-код. Так что на него я точно не забила и не стану забивать. Но тому времени, при котором можно было 24/7 сидеть в пижаме, я благодарна.
С такой любовью наряжаться вам Света, героиня фильма «День города», не показалась слишком скучным персонажем? Ведь она бегает весь фильм в одном и том же.
Ну так то Света, а это я. Нет, у меня никогда при составлении образа героини, за которую я берусь, не было принципа «лишь бы костюмчик сидел». Чем неожиданней и парадоксальней, тем лучше. Главное, чтобы всё было оправданно. Как угодно можно выглядеть, ходить в одном и том же, а можно переодеваться по 10 раз. Но это должно быть интересно, должно служить какой-то цели. А так мне очень даже нравилось на съёмках не думать о монтажности. Потому что я всегда думаю, если у героя много переодеваний, чтобы всё правильно монтировалось. Я проверяю, какой костюм был, какой грим... Не могу не контролировать. А тут класс: один костюм, следи только за степенью загрязнения, замечательно.
Меня смутил ещё вопрос удобства. Понятно, что Света — журналист, едет на интервью с президентом, но она же знала, что едет в деревню, а надела всё белое, да ещё и юбку-карандаш — просто антиудобство (спрашивает журналист, сидящий в юбке-карандаш).
У меня тоже был вопрос к художнику по костюму, почему так. Но, насколько я поняла, решили, что это такой жест отчаяния, неосознанный. То есть создать себе максимально неудобные обстоятельства во всём. Света сама находится в максимально неприятных условиях: расставание с человеком, насчёт которого были какие-то иллюзии, ещё и едет на задание, к которому не готова, выбирая для этого вот такой костюм. Нет бы взять его с собой… Но должна сказать, было же две версии сценария. В первой версии были новеллы, не зависящие друг от друга. А потом, когда уже все новеллы были отсняты, творческое руководство приняло решение, что надо эти новеллы объединить в фильм с помощью параллельного монтажа. И какие-то эпизоды, которые мы уже сняли, отрезали. Там была целая история о том, как Света ехала в автобусе в спортивном костюме, всю ночь рыдала, её заплаканную встречал оператор Степан. Он в шоке, что происходит, кто это приехал. Она вынуждена переодеваться не в нормальной обстановке, а на заднем сидении его машины. И интервью ехала брать не у президента — эта идея появилась позже — а у директора завода, и переодевалась непосредственно перед этим интервью. Выходила из машины, падала в лужу. И белая юбка была нужна именно для усиления этого эпизода: что она причепурилась, а тут такое. Но в новой версии этой сцены не осталось, всё перефокусировалось именно на интервью с президентом. И к его приезду её переодели в чистое и приличное, потому что пиджак-то у неё был цвета фуксии… Тоже такой знак, что она просто хотела быть посмелее. Я надеюсь, что зрителю будет понятно, почему она стремится быть такой яркой и усиленно элегантной. Для неё это чуть ли ни последний шанс и что-то понять о себе, и что-то кому-то доказать, да и на свои амбиции обратить внимание. Вот женщина нашла такой выход.
Приключения Светы начинаются с того, что её руководитель в исполнении Светланы Камыниной отправляет вашу героиню на интервью с президентом. И она произносит фразу: «Так, ты уже выбери: либо ты становишься сукой и берёшь это интервью, либо ты так и будешь разговаривать с енотами» (про енотов, конечно, не очень точно ). Это было сказано про журналистов. А актрисе нужно быть сукой для того, чтобы быть успешной?
Нет, это совершенно не обязательно. Конечно, это зависит от того, какие ценности у самой женщины, являющейся артисткой. Для меня журналистика — это ежедневная сделка с совестью, если мы говорим о журналистике серьёзной. Не о каких-то добрых утренних передачах, а о журналистике, в которой ты должен быть смелым, говорить о каких-то сложных вещах, о том, что происходит в твоей стране, о вещах, которые тебе не нравятся, с которыми ты не согласен, о решениях властей, с которыми ты внутренне споришь, — я вот о такой журналистике говорю. Это постоянная сделка с совестью. А у актёров, наверное, сделки с совестью тоже в биографии присутствуют, но это проявляется в выборе ролей, в решении играть того или иного персонажа. Ты смотришь сначала сценарий, понимаешь, какие ценности он транслирует, о чём люди будут думать, посмотрев этот фильм. И так решаешь для себя: ты готов принять участие, ты готов подписаться под всем, что тут сказано. А при этом ты никогда не знаешь, что получится в итоге: ты начинаешь сниматься в одном кино, а потом лёгким движением руки во время монтажа убирают какую-то фразу, и фильм поворачивается к зрителям другой гранью, и смысл сказанного меняется, меняется смысл вообще всего кино от одной единственной фразы, которая просто попала под монтажные ножницы. Мы рискуем так же, как журналисты, и мы так же порой решаем взять проект попроще или работы побольше. Допустим, по 12 предложений в год однотипных ролей, которые ты можешь сделать левой пяткой, и ты понимаешь, что сядешь на амплуа и поедешь, и будешь комфортно ехать, и всё будет с тобой замечательно. Либо думаешь: нет, я тут посижу, тут в расходах прижмусь, здесь не буду губу раскатывать, чтобы наконец купить собственную квартиру, но подожду того проекта, которым я сама смогу в конце жизни гордиться. Оглянусь назад и подумаю: хорошо, что я сделала вот эту роль, хотя могла бы параллельно сниматься в каком-то успешном коммерческом проекте, в котором по-актёрски практически нечего делать. Вот эти весы постоянно возникают, но мне достаточно легко принимать такие решения.
И соответственно, почему решили взяться за роль Светы?
Был очень интересный сценарий. Я прочла его, но тогда это была только одна новелла, других я не видела, не знала, что нас будет окружать в итоге. Как новелла взаимоотношений Светы с этим аллегорически мёртвым мужчиной [большую часть новеллы герой Антона Филипенко находится без сознания, а героиня Катерины Шпицы думает, что убила его] это выглядело невероятно интересно. Честно, я не знаю, приобрёл фильм нечто новое в своём содержании благодаря тому, что изменилась концепция, или не приобрёл. Это я смогу сказать, только посмотрев кино. Но как отдельная новелла мне моя история, возможно, даже больше нравилась, потому что фокус внимания был на этой несчастной женщине, которая, обладая, казалось бы, и внешними, и профессиональными данными, могла бы быть довольно успешной и в работе, и в любовных делах. А является по факту неудачницей, которая не верит в собственные силы. И более того, не умеет строить отношения, поэтому ей проще таскать на себе мёртвого мужика, чем общаться с живым. Там ведь как было по первому сценарию: Света этого Степана в конце чуть ли ни сама убивала, потому что, когда он вдруг ожил и начал свой характер проявлять, ей резко стало с ним неудобно. И в этом было очень остроумное высказывание, в этом были чётко подмеченные проблемы современных взаимоотношений между женщиной и мужчиной. При этом всё равно написано было так трогательно и с любовью. В новой версии фильма, когда присоединились другие новеллы и все теперь готовятся к приезду президента, фокус сместился. Кино ушло от высказывания о личном к высказыванию о более глобальных вещах. То есть сквозь смех теперь говорят о наших общих проблемах, об общероссийских. Поэтому любопытно: я шла сниматься в одном кино, а снялась в итоге в другом, с другой концепцией, и они оба имеют право на жизнь. Это просто как два разных ребёнка, выросших в одной семье, как часто бывает. Мама и папа те же самые, а дети абсолютно разные, с разными фокусами жизненного восприятия, характерами и судьбами, талантами. В общем, это очень интересно. К тому же я люблю комедии, я с ними справляюсь, но немного волнуюсь: вдруг не очень из меня комедийная актриса. Я всё время искала образ во время работы, чтобы поддерживать нужный градус, но и не пережимать.
Тут даже не совсем комедия. «День города» — это фарс. И, перефразируя вопрос из фильма «Человек из Подольска», спрошу: любите фарс? Любите гротеск?
Люблю! Это очень интересно, мне кажется, это проверка на профпригодность, и я очень надеюсь, что это испытание я прошла. Я старалась понять, как можно вот так, как героиня, оставить дома сердце и свою чувствительность. Она, конечно, несколько сказочный журналист, раз способна так резко переобуться из ведущей репортажей в зоопарке в человека, который жаждет взять интервью у президента, — ну посмотрим, посмотрим. Как минимум, мне было очень интересно её играть и удовольствие я получила колоссальное. Теперь осталось посмотреть и узнать реакцию зрителей.
А получили удовольствие от того, что приходилось на себе таскать Антона Филипенко? Он вообще тяжёлый?
Я, в общем-то, несмотря на свою субтильную внешность, не из слабеньких, поэтому мне было несложно поднапрячься и сделать эту сцену. Но, конечно, когда ты весишь 47-48 килограммов, а твой партнёр навскидку, наверное, около 80 или даже побольше, то в любом случае тяжело. Особенно, когда человек по сцене максимально расслаблен, это вдвойне непросто. Но Антон настолько прекрасный партнёр и чуткий, замечательный, очаровательный артист, что я для него готова была постараться.
Ну и говоря о физической подготовленности, я так понимаю, что вы без спорта вообще не сидите. На коньках вы покатались в «Танцах на льду», теперь у вас просто танцы...
Я ещё пела в шоу «Точь-в-точь». А так, да, на коньках покаталась, песни попела, теперь осталось потанцевать. Вот, закрываю гештальт.