С 19 по 26 мая в Москве пройдёт уже традиционный девятый Фестиваль польских фильмов «Висла». В программу вошли лучшие польские художественные, документальные фильмы, а также дебюты студентов и выпускников ведущих польских киношкол. Среди художественных фильмов, выпущенных в 2015-2016 годы отборочная комиссия фестиваля выбрала фильмы, которые будут оценены жюри Гильдии киноведов и кинокритиков. В конкурсную программу 9-го Фестиваля польских фильмов «Висла» вошли 11 фильмов: 1. Анатомия зла, реж. Яцек Бромски, 2015, 122 мин. Очередная картина признанного польского режиссёра, известного российским зрителям «Вислы» по таким фильмам как «У пана Бога за межой», «Хитросплетение», «Билет на Луну», снята в лучших традициях криминального жанра. В сюжете фильма угадываются громкие процессы с первых страниц польских газет, такие как убийство генерала Марека Папалы, исчезновение журналиста Ярослава Зентары и драматичная боевая операция польских солдат в афганской деревне Нангар Хел. Бромски удачно объединил социально значимые темы с держащей зрителей в напряжении криминальной историей создавая достаточно редкий для современного польского кинематографа пример авторского жанрового кино. 2. Демон, реж. Марцин Врона, Польша/Израиль, 2015, 93 мин. Третий и последний фильм молодого и талантливого польского режиссёра Марцина Вроны стал для него реквиемом. Основой сценария «Демона» стала драма Петра Ровицкого «Прилегание», в которой использован мотив еврейской легенды о «дыбуке», то есть душе умершего, которая не может смириться со смертью и овладевает живым человеком. «Демон» - это первая за много лет удачная попытка снять кино в жанре психологического паронормального триллера. Соблюдая формальные границы жанра, режиссёр затрагивает тему коллективной памяти и болезненную польско-еврейскую историю. 3. Испанка, реж. Лукаш Барчик, 2015, 121 мин. Фильм рассказывает о забытом эпизоде истории Польши – единственном победном Великопольском восстании. Снятый с огромным размахом фильм представляет историю, которую невозможно охватить человеческим воображением. Неизвестно, являются ли связанные с Восстанием события истиной или только иллюзией. Захватывающие спецэффекты приглашают зрителей принять участие в неповторимое, полное приключений путешествие в иное измерение. Ничто здесь не однозначно, так как в освободительную борьбу подключаются экстрасенсы. Вооруженные силы встают в одну шеренгу с силами разума. 4. Отголоски, реж. Магнус фон Хорн, 2015, 101 мин. Режиссёр следующего конкурсного фильма Магнус фон Хорн, родился в шведском Гётеборге, но можно смело назвать его одним из самых многообещающих режиссёров молодой польской кинематографии. Выпускник (а теперь и преподаватель) знаменитой Лодзинской киношколы, автор десятка короткометражных работ дебютировал полнометражным фильмом с таинственным названием EFTERSKALV, что в переводе с шведского означает "повторные толчки". В польском прокате фильм назывался "Чужак" (Intruz), на фестивале будет показан под названием "Отголоски" - отголоски прошлого, которые как подземные толчки разрушают жизнь главного героя. Режиссёру удалось создать картину, которая, несмотря на внешнюю сдержанность, кипит от эмоций и держит в напряжении, историю насквозь скандинавскую, но при этом универсальную. 5. Кербела, реж. Кшиштоф Лукашевич, 2015, 110 мин. «Кербела» рассказывает о военной операции польских миротворческих сил в Ираке. Долгие годы информация об этой битве умалчивалась, поскольку официально польские солдаты не должны были принимать участия в боевых действиях. Фильм Лукашевича приоткрывает кулисы этих драматических событий с огромным уважением к доблести защитников Сити Холл, но без патетического возношения их на пьедестал. 6. Летнее cолнцестояние, реж. Михал Рогальски, 2015, 96 мин. "Летнее солнцестояние" Михала Рогальского перенесёт нас в 1943 год, в котором скрестятся пути главных героев - семнадцатилетних Ромека и Гюдо и очаровательной Франки. Их мечты не отличаются от мечтаний других подростков – они хотят слушать музыку, танцевать свинг, ходить на свидания. Но летом сорок третьего им всем придётся сделать трудный выбор и бесповоротно повзрослеть. 7. Мои дочери коровы, реж. Кинга Дембска, 2015, 88 мин. Очаровательный, грустный и смешной фильм Кинги Дембской о семейных отношениях и проблемах, радостях и болезнях, жизни и смерти и о настоящих ценностях. Прекрасные актёрские роли Агаты Кулеши, Габриэлы Мускалы, Мариана Дзендзеля, филигранная режиссёрская работа и полное отсутствие пафоса делают этот фильм любимцем публики на каждом фестивале и в каждом кинозале. 8. На границе, реж. Войцех Касперски, 2015, 90 мин. Действие полнометражного дебюта молодого польского режиссёра Войцеха Касперского «На границе» разыгрывается в польских Бещадах – живописном горном регионе, расположенном на границе со Словакией и Украиной. Старая как мир история «мужского путешествия» отца и сыновей, которое должно сплотить их и помочь справиться с семейной трагедией принимает неожиданный поворот, когда герои фильма встречают таинственного незнакомца в заброшенной горнолыжной турбазе. Фильм держит в напряжении, а прекрасный актёрский заставляет погрузиться в происходящее настолько, что ещё долго после сеанса зрителей пронимает дрожь. 9. Чужое небо, реж. Дариуш Гаевски, 2015, 98 мин. «Чужое небо» - это очередной скандинавский акцент в программе «Вислы». Снятая в польско-шведской копродукции картина рассказывает историю пары польских иммигрантов, которые не могут адаптироваться к жизни под чужим шведским небом. Проблемы взрослых больнее всего отражаются на их дочке Уле, а одна маленькая ложь приводит к тому, что в ситуацию вмешивается шведская социальная служба. В фильме Гаевского переплелось множество проблем и вопросов современного европейского общества – вопросы эмиграции, обоснованности ювенальной юстиции и, прежде всего, кризиса семейных взаимоотношений. В фильме нет однозначного ответа на эти вопросы или оценочной позиции, начертаны только границы замкнутого круга, выбраться их которого пытаются главные герои. 10. Доля правды, реж. Борис Ланкош, 2015, 110 мин. Тема «кровавого навета», плохо известная российским зрителям, ложится тяжёлым отпечатком на историю польско-еврейских отношений. Ланкош экранизировал одноименный роман из культовой трилогии Зигмунта Милошевского. Под формой криминального расследования «Доля правды» вскрывает все нарывы и комплексы польского сознания, разоблачает антисемитизм, мелочность и слепую веру в то, что в каждой легенде должна быть доля правды. 11. Соединённые Штаты Любви, реж. Томаш Василевски, 2016, 104 мин. Фильм самого молодого в Польше обладателя «Серебряного медведя» за лучший сценарий на МКФ в Берлине - «Соединённые Штаты Любви» вернёт нас в 90-е годы, в переломный для Польши период, когда внезапно обретённая свобода всё ещё была пропитана духом прошлой эпохи. Однако время здесь является только фоном, заданным контекстом в который режиссёр помещает главных героев, а точнее героинь – четыре женщины разного возраста и с разной судьбой. Объединяющим мотивом является любовь во всех своих проявлениях– запрещённая, несчастная, платоническая или невозможная, именно она задаёт ритм повествования и является главной героиней фильма.