Суздаль замер. Таксисты жалуются на отсутствие китайских туристов. Кажется, раньше они жаловались на их засилье и невозможность проехать по узким дорогам, но сейчас осознали свою потерю. К третьему дню коронавирус пропал из разговоров гостей и участников фестиваля. Все просто начали громко чихать и кашлять, делая вид, что все в порядке. Шутить стало совсем неуместно. На этом фоне конкурс решил спрятать всех гостей в большом темном зале и начал набирать обороты. Именно такая изъезженная формулировка лучше всего подходит фестивалю и его внутренней тусовке аниматоров. Преображение случилось и на большом экране. К работам молодых авторов присоединились лидеры современной анимации, заслужившие взрывные аплодисменты. Фестивальный день, как всегда, подошел к концу лишь глубокой ночью джем сетом приглашенной группы и возможностью выступить на сцене всем желающим. Только погода начала подводить. В городе объявили штормовое предупреждение, оставляя возможность погулять по Суздалю и оценить красоту его окрестностей в редкие свободные минуты лишь смельчакам.
День 2
Самый интенсивный анимационный день. В рамках конкурса короткометражных работ для детей вновь доминировал «Союзмультфильм». Открывал показ «Кораблик, который хотел летать». Трогательная история малыша кораблика, который захотел пойти против своего предназначения и научиться летать. Поможет осуществить эту мечту новый друг — пилот, усыновивший юного смельчака, чтобы показать ему, как взмыть в воздух и покорить небеса. Новый взгляд на историю классического сказочного персонажа представит короткометражка «Баба-яга и малышка». История о поиске молодости превращается в веселую забаву, показывая, что обрести желаемое можно благодаря не только волшебным зельям и заклинаниям, но и преображающей мир детской любви. «Курочка Ряба» — еще одно переосмысление, на этот раз сразу в двух версиях. Первая белорусская, вторая русская. Обе полны безумия и абстрактности. Знакомые герои меняются ролями, а классическое повествование попадает в рекурсию, лишенную счастливого конца. Следующий мультфильм также прибыл прямиком из Республики Беларусь. «Красавица и чудовище» рассказывает о неожиданной встрече благородного лягушонка Аполлона и большого Лох-несского монстра. Она перерастет в крепкий союз, изменив две непохожие жизни. Этот анимационный сюжет не только о силе дружбы и родственной душе, но и о принятии своих особенностей, порой мешающих разглядеть доброту и человечность за пугающей внешностью. Завершает блок «Курица-помада, считалочки», состоящая из оживших забавных стихотворений детства. Мальчик Иван играет на детской площадке и наблюдает за смешными образами, подглядывая в окна песочного замка. Мультфильм выполнен в классической 2-D анимации с милыми шутками и обаятельными персонажами.
Следующий показ состоял из короткометражных профессиональных фильмов для взрослых. Первым стал «Муезум», рассказывающий о смотрителе музея современного искусства. Это сатира на общество потребления и посетителей, не способных разглядеть смысл экспонатов без дополнительных подсказок. «Бестелесная команда. Приключение солдата» — мультфильм, снятый по мотивам сказок Саши Черного. История о простом русском солдате во времена Первой мировой войны. Возвращаясь из увольнения, он находит таинственную избушку с гадалкой, которая дает ему чудо-напиток, позволяющий выпившему исчезнуть. С таким невидимым отрядом до победы остаются лишь считанные месяцы. В роли рассказчика выступил Виктор Сухоруков. Главный герой мультфильма под названием «Мой знакомый медведь» — простой советский мальчик по имени Дениска, который отправляется в большой парк на долгожданный новогодний праздник, где находит медведя. Трогательный рисованный сюжет о детских страхах и тяжести нереализованного потенциала, отравляющего старость. Следующие два проекта принадлежат Национальной киностудии «Беларусьфильм». Оба выполнены в похожей рисованной стилистике. Первый — «Магистр вольных искусств Франциск Скорына» — рассказывает об известном белорусском первопечатнике и просветителе, второй — «Данте. Беатриче» — о взрослении и первой любви знаменитого итальянского поэта и мыслителя.
Самый сильный блок — с главными анимационными российскими и мировыми премьерами. «Как я провел лето…» — рисованный анимированный мультфильм, созданный с применением простого карандаша. Отдых в деревне у бабушки позволяет внуку по-другому взглянуть на, казалось, обыденные вещи и научиться отвечать за тех, кого он «приручил». Прямиком с 70-го Берлинского кинофестиваля — «Мой галактический двойник Галактион» (российская премьера). Абстрактная анимация о добре и зле, утопии и антиутопии, нарративе и постнарративе, вынужденных столкнуться в схватке, проиллюстрировав сложный процесс создания в любом виде творчества. Следом один из главных показов фестиваля — лауреат «Оскара» Константин Бронзит с последней работой «Он не может жить без космоса». Еще одна история взросления и фатума, где детские мечты оборачиваются болью и одиночеством. Визуально мультфильм похож на предыдущую работу, за которую автор и получил Премию американской киноакадемии. В этот раз история получилась глубже и метафоричнее, хотя все так же неразрывна с бескрайним космосом и мечтательностью. Очередная анимация из Республики Беларусь «Чертополох» — это экранизация сказки с замком, принцессой, злым колдуном и юным пареньком, лишенным страха. «Городская коза» (мировая премьера), рисованная анимация с антропоморфными животными, показывает сибирскую глубинку, в которую приезжает работать столичная Коза-доктор. Столкновение с провинциальной жизнью заканчивается для нее разбитым сердцем. Завершает показ альманах из 7 абстрактных короткометражек «Деканимерон-2», исследующих тему отношений в очень смелых формах.
Константин Киценюк