Редакция «Киноафиши» обсудила грядущий «Оскар»-2021 с Алексеем Воробьевым – актером и музыкантом, в «послужном списке» которого более 50 ролей в российских и зарубежных фильмах, в том числе в партнёрстве с Джоном Малковичем, Джоном Войтом и Стивом Кареллом. Алексей - автор музыки к одной из самых титулованных артхаусных картин 2017 года The House of Others, получившей множество международных премий, в том числе Гран При Карловых Вар, американские Spotlight Award, Satellite Award, и выдвигавшейся от Грузии на «Оскар».
Как вы думаете, кто победит на «Оскаре»?
Я надеюсь, что победит «Звук метала». На мой взгляд, это прекрасное кино, и по истории, и по режиссуре, и, безусловно, по актёрской игре.
Сейчас многие довольно критично настроены в отношении «Оскара», а как относитесь к этой премии вы?
Можно как угодно относиться к любой премии, но «Оскар» был и остаётся одной из главных, и одной из самых желанных наград в мировой киноиндустрии.
Даже самый отъявленный, если можно так выразиться, противник этой премии, заявляющий, что создаёт искусство ради самого искусства, и утверждающий, что ему неважно, будет ли оно замечено и оценено другими, был бы рад получить «золотую статуэтку», хотя бы для того, чтобы доказать, что истинное искусство всегда побеждает.
Как вы считаете, кто из российских актеров или фильмов достоин «Оскара»?
Русская актерская школа признана одной из самых сильных в мире. Лучшие американские актерские школы традиционно используют методики Станиславского и Михаила Чехова, а американские студенты приезжают учиться во МХАТ. Но было бы неэтично выделять кого-то среди огромного числа моих коллег-актеров, которых я уважаю, и которыми искренне восхищаюсь.
А если говорить о нашем кинематографе, думаю, вы со мной согласитесь, – мы только на пути возвращения к его былой глубине и величию.
И хочется верить, что сейчас созрело новое поколение сценаристов и режиссёров, способных создавать великое, а не просто развлекательное кино, и что через несколько лет о нашем кинематографе, наконец, вспомнят и всерьёз заговорят, а у актеров, мечтающих, чтобы их заметили в мировой киноиндустрии, наконец появится шанс.
Как вы относитесь к новым расовым и гендерным требованиям к номинантам?
Времена диктуют свои правила. Я отношусь к этому предельно спокойно. Правила всегда меняются со временем. Будь то правила дорожного движения, или же правила игры в футбол.
Как вы считаете, каким требованиям должны отвечать фильмы, чтобы получить «Оскар»?
Для меня есть всего одно требование к любому кино, – чтобы считать его хорошим, оно должно оставлять след в моем сознании, и давать мне пищу для размышлений. Как хорошая книга, цитаты из которой непременно хочется запомнить. Если после просмотра фильма я сразу могу переключиться на отвлеченный разговор, не пытаюсь увидеть свою жизнь сквозь призму судеб героев фильма, который я только что посмотрел, значит, этот фильм не отвечает лично моим требованиям. И можно сколько угодно, с пеной у рта, доказывать мне, что я не способен понять, что такое «настоящее искусство», но, как показывает практика, человеку, чтобы чувствовать, необязательно иметь ученую степень. Всё гениальное – просто, и в искусстве нет ничего проще, чем прикрыть ординарность фразой «Вы просто не понимаете, это слишком сложно». Любой может понять фильмы Чарли Чаплина, смеяться и плакать, смотря их, даже вообще не умея читать. Так что же, по-настоящему, гениально? Кино, заставляющее чувствовать, или профанация, псевдоискусство, которое насилует саму идею кинематографа, призванного, как и любое искусство, оставлять след в сознании человека?
Если автору или режиссеру нечего сказать, и он хочет создать видимость глубины, чтобы зритель сам додумывал, и искал скрытый смысл его фильма, значит, добро пожаловать на фестивали артхаусного кино. Под него такому псевдо-продукту гораздо легче мимикрировать.
За кого из номинантов «Оскара»-2021 лично вы «болеете»?
Повторюсь, что был бы рад, если бы «Звук метала» победил. Мне этот фильм кажется очень достойным, и я его смело могу рекомендовать для просмотра любому.