Штрауб и Годар – два полюса современного кино, писал Паскаль Бонитцер, один из принципиальных авторов Cahiers du cinéma, в 1976 году. Спустя сорок лет это утверждение по-прежнему верно, как и то, что раньше такими полюсами были, например, Карл-Теодор Дрейер и Роберто Росселлини.
Французы по происхождению, Даниэль Уйе и Жан-Мари Штрауб, соавторы с начала 1960-х годов, дебютировали в кино фильмом «Махорка-Муфф», за которым последовали «Непримирившиеся». Оба – экранизации текстов Генриха Бёлля, писателя-антифашиста, одного из тех, кто яростно сопротивлялся возрождению милитаристской доктрины в Западной Германии 1950-х годов. Подобно тому, как французская новая волна была протестом против порядков и нравов голлистской эпохи, новая немецкая так или иначе отрицала нацистский период истории страны. Будучи частью этой волны (обеих, на самом деле), Штраубы с самого начала заняли особую позицию. Их антифашизм не отрицал недавнее прошлое, он утверждал настоящее и, как следствие, будущее.
Особняком в их творчестве стоит Бертольт Брехт, личность, общественная фигура, поэт, писатель, режиссёр и теоретик театра и кино. Вслед за Брехтом Штраубы (одновременно с другим экстремумом – Жан-Люком Годаром) создали впечатляющий своей плотностью и осмысленностью проект современного левого искусства. Кинематограф Штрауб/Юйе — ярчайший образец непримиримости авторского кинематографа.
«Коммунисты» – первая полнометражная работа Штрауба, созданная им после ухода из жизни Даниэль Уйе. Составленный из фрагментов пяти их совместных фильмов, «Коммунисты» – это кода всего сделанного Штраубами. По сути, это маршрут, продолжительностью чуть больше часа, проложенный самим автором. В конце его звучит ответ на вопрос: зачем делать искусство? Или даже короче: зачем – искусство?
Фильм основан на книге «Дни гнева» Анри Мальро о коммунисте в нацистском концентрационном лагере и состоит из 6 эпизодов сопротивления превосходству и насилию человека над человеком, разворачивающихся на разных этапах истории XX века.
После показа фильма состоится дискуссия, которую проведут кураторы показа – Алексей Артамонов, редактор журнала «Сеанс», и Кирилл Адибеков, режиссер, киновед и поэт.
Показ состоится 1 июля в 19-00 в киноцентре «Родина» на Караванной 12