«Турист» — уникальный фильм для нашего кинематографа не только в силу каких-то производственных особенностей. Безусловно, и непростые съемки в Центральноафриканской Республике, и тема российских инструкторов — все это действительно в новинку для нашего кино.
Однако «Турист» уникален еще и тем, что это, пожалуй, первый удачный опыт чистого жанрового кино в России. Сюжет развивается по классической схеме, описанной в книге Джозефа Кемпбелла «Тысячеликий герой». В ее основе три составляющие: герой покидает обычный мир, проходит испытание, в ходе которого происходит метафорическая смерть и воскрешение, а после этого герой возвращается с наградой домой. Все это мы и наблюдаем в «Туристе».
В первой трети фильма нас знакомят с главным героем фильма — Григорием Дмитриевым, которого создатели фильма помещают в нетипичные для него условия — реалии суровой Центральноафриканской Республики. В начале своей командировки в ЦАР он показан салагой, за плечами которого только непродолжительная служба в полиции.
Григория окружают уже бывалые инструкторы, всю жизнь находящиеся в командировках, как, например, Макет в исполнении Алексея Шевченкова. Именно через конфликт с этим персонажем нам и показывают становление главного героя, который под конец фильма, пройдя через несколько боев со страшным и безжалостным противником, пожертвовав собой ради спасения других, становится совсем другим человеком.
Авторам фильма удалось то, что не удавалось подавляющему большинству их коллег по цеху — рассказать абсолютно реальную историю про типичных русских мужиков, которые спокойно и методично идут к победе. Примечателен в этом плане персонаж Кубань, который ведет счет тех, кто предлагал ему сдаться, но желаемого не получил.
Фильм не страдает типичными для российского кино недостатками. В кой-то веки жанр боевика был использован по назначению, а не для оправдания очередной слезливой мелодрамы или постмодернистского фарса. Главный герой спасает единственного женского персонажа — девушку-сержанта местной армии — не потому, что у него к ней вдруг на пустом месте возник любовный интерес, а потому что она в опасности. Он едет в командировку не потому что хочет кому-то отомстить или что-то доказать, а потому что у него такая работа.
И это главная фишка фильма. Максимальная реалистичность происходящего достигается не за счет каких-то операторских и сценарных ухищрений, а за счет воссоздания атмосферы работы профессионалов. «Турист» — редкое кино, где командиры не орут пьяные бредовые приказы, а спокойно действуют, «исходя из ситуации».
Фильм «Турист» после десятилетий гламура и чернухи в российском кино смог дать нового (а может просто хорошо забытого старого) героя. Этот герой не спивается в провинции, не прожигает свою жизнь в столичных клубах и не пытается подражать американским супергероям. Этот герой — простые русские мужики, которые делают свою непростую работу. Они не ведут пространных псевдофилософских диалогов, а общаются на насущные темы. Это делает фильм по-настоящему уникальным.
В череде конвейерных поделок модных московских режиссеров нам не хватало именно такого фильма, как «Турист». Он не пытается обмануть зрителя, он просто рассказывает простую и настоящую историю про обычных русских людей, которые умеют побеждать; историю без прикрас и фальши, и в этом его главное достоинство.