«Сын Саула» (Венгрия)
Саул Аусландер — член зондеркоманды, особой группы заключенных концлагеря, занимающейся проведением пленных из постоянно прибывающих поездов в газовые камеры. Его принуждают истреблять собственный народ, и хотя сейчас он жив, рано или поздно та же участь постигнет и его. Саул регулярно слышит лживое обещание нацистов о горячем супе и предоставлении рабочего места всем новоприбывшим, заглушаемое плачем тех, кто знает, что обречен на смерть. Он выносит горы тел из газовой камеры, чистит ее, избавляется от документов убитых и обчищает карманы уже бесхозной одежды в поисках драгоценностей для нацистов.
Однажды Саул вроде бы опознает в одном из трупов своего сына, и тогда в этой бесконечной череде однообразных дней, слившихся в один кошмар, у него впервые за долгое время появляется цель. Он одержим идеей похоронить ребенка согласно еврейским традициям. Пока группа его товарищей планирует побег, он крадет тело мальчика и отчаянно ищет раввина для прочтения молитвы, игнорируя призывы других заключенных не обрекать на смерть живых из-за мертвеца.
«Пламя и Цитрон» (Дания)
Задача двух участников Сопротивления в Копенгагене по кличке Пламя и Цитрон — ликвидация сторонников нацистского режима и саботаж. Аксель Винтер, который дает им имена тех, от кого нужно избавляться, утверждает, что все приказы получает от Великобритании и изгнанного туда датского правительства, однако Пламя начинает сомневаться в этом, после того как тот приказывает убить его знакомую Кэти Селмер, которая, по ее словам, работает на разведку.
Ситуация осложняется, когда Кэти сообщает Пламени, что на самом деле Винтер не работает на британцев и в сущности он хуже любого нациста, потому что действует в соответствии только с тем, что удобно и нужно ему в данный момент времени. Пламя начинает верить, что все, кого он убил, не представляли никакой угрозы. Следовательно, он убивал невинных людей. Цитрон отказывается допускать мысль даже о малой вероятности того, что Кэти права, но Пламя все меньше уверен в верности своих действий и больше не понимает, кому можно доверять.
«На семи ветрах» (СССР)
Когда Светлана Ивашова приезжает из далекого Владивостока на запад страны, чтобы встретиться со своим женихом Игорем, внезапно начинается война. Оказавшись в доме возлюбленного, она обнаруживает покинутые квартиры, беспорядок и записку от Игоря, в которой он с мальчишеской уверенностью пишет: «Возьму Берлин и вернусь». Девушка решает остаться в этом доме, чтобы дождаться окончания войны и наконец воссоединиться с любимым.
За все время, что Светлана провела в этой старенькой двухэтажке «на семи ветрах», здание было и редакцией фронтовой газеты «Вперед», и военным госпиталем. Девушка одинаково бережно заботилась и о сотрудниках издания, и о тяжелораненых солдатах. А когда дом оказался в центре военных действий, она сменила юбку на брюки и сама стала бойцом.
«В белом плену» (Норвегия)
События фильма разворачиваются в апреле 1940 года, незадолго до немецкой оккупации Норвегии. В небе над ледяной пустыней сбиты военные самолеты британских ВВС и немецких люфтваффе. Пилотам удалось посадить их, хотя и с потерями: один из немецких офицеров ранен, другой погиб. На километры вокруг не видно ничего, кроме снега. Начинается буря, и первую ночь обе команды проводят порознь, еще не подозревая о том, что они не одни оказались в ловушке.
Однако на следующее утро враги встречаются в оставленном прежними хозяевами неказистом домике. Вооруженные немцы вежливо сообщают британским летчикам, что теперь они — военнопленные, чертят на полу дома линию, которую британцам переступать запрещено, иначе по ним будут стрелять. И хотя между ними то и дело возникают конфликты (тем более что один из немцев — нацист-фанатик), немецкий перфекционизм сталкивается с британским снобизмом, выжить в условиях суровой норвежской зимы хочет каждый, а потому им приходится действовать сообща.
«Антропоид» (Великобритания)
Изгнанное из оккупированной нацистами Праги чехословацкое правительство поручает агентам Йозефу Габчику и Яну Кубишу ликвидировать одного из главных идеологов геноцида евреев Рейнхарда Гейдриха, больше известного как «Пражский мясник». Помочь им могут только жалкие остатки местного Сопротивления — большую часть ищейки Гейдриха нашли и казнили. Кроме того, глава гражданского освободительного движения подвергает необходимость выполнения этой миссии сомнениям, отмечая безрассудство всей затеи.
Герои пытаются спланировать все так, чтобы и выполнить задание, и самим остаться в живых, чтобы продолжить борьбу: они следят за Гейдрихом, пытаясь найти закономерности в его расписании, изучают маршруты, по которым он следует. Однако все это оказывается пустой тратой времени, так как вскоре они узнают, что «мясник» уезжает в Берлин и в Прагу больше не вернется, а значит, у них нет права на ошибку.
Алена Попова