13 января выходит долгожданное продолжение культовой франшизы Уэса Крэйвена «Крик» (2022). По первым отзывам картина от новых режиссёров Мэтта Беттинелли-Олпин и Тайлера Джиллетт уже обещает быть очень успешной и не должна разочаровать фанатов. Киноафиша предлагает список похожих на «Крик» фильмов, которые будут радовать ценителей хорроров после просмотра новинки.
«Черная суббота, или Три лица страха» (1963)
Творчество итальянского многостаночника Марио Бавы повлияло практически на все субжанры хоррора 70-80-х, включая джалло и слэшер. В альманахе «Три лица страха» нас интересует первая новелла, где телефон становится главным источником угрозы. Подобно открывающей сцене из «Крика», одинокой девушке поступают звонки от маньяка, скитающегося неподалеку. Вскоре незнакомец переходит от слов к действиям.
«Хэллоуин» (1978)
Провинциальный городок Хэддонфилд сотрясает волна кровавых убийств, совершенных беглым психопатом-убийцей Майклом Майерсом. «Хэллоуин» — не только общепризнанная классика хоррора, но и фильм, вокруг которого строится весь финальный акт «Крика». На его основе гик Рэнди составляет свод правил по выживанию в слэшерах (тут же и отменяемых), а в кульминации телевизор, транслирующий сей шедевр Джона Карпентера, превращается в смертоносное орудие.
«Когда звонит незнакомец» (1979)
Вспоминая киноленты, предвосхитившие те или иные аспекты «Крика», велик соблазн пропеть дифирамбы «Черному Рождеству». Впрочем, за время зимних праздников канадский прото-слэшер успел всем порядком приесться, тогда как другой «телефонный» триллер «Когда звонит незнакомец» отчего-то прозябает без внимания. По сюжету Джилл, присматривающая за малышами четы Мандракис, отвечает на звонок. Голос на другом конце провода настойчиво задает один и тот же вопрос: «Ты проверила детей?». Няня еще не подозревает, что вызовы поступают изнутри дома.
«Тела студентов» (1981)
Действие в фильме разворачивается на Хэллоуин в пятницу 13-го, удачно совпавший с днем рождения актрисы Джейми Ли Кертис. Тяжело дышащий безумец расправляется с молодой парочкой, после чего принимается кромсать учеников местного колледжа. Нетрудно догадаться, что перед нами хоррор-пародия, задолго до «Крика» высмеивающая жанровые стереотипы. Не самая тонкая, но определенно заслуживающая внимания.
«Кошмар на улице Вязов 7» (1994)
За два года до «Крика», выворачивающего жанр наизнанку, Уэс Крэйвен провернул то же самое со своим главным хитом «Кошмар на улице Вязов». К началу 90-х сага о Крюгере, насчитывавшая пять прямых сиквелов, изжила себя, а сам маньяк окончательно превратился в клоуна. Прекрасно это осознавая, вернувшийся Крэйвен снял «кино о кино», где звезды первого «Кошмара» появляются в роли самих себя, а грань между реальностью и вымыслом размывается окончательно. Получилось свежо и по-настоящему страшно.
«Мамочка-маньячка-убийца» (1994)
Домохозяйка из идиллического пригорода устраняет каждого, кто представляет для ее семьи угрозу. Хоррор-комедия «Мамочка-маньячка-убийца» пусть и слабо походит на «Крик», но зато здесь есть Мэттью Лиллард, через героя которого Джон Уотерс отдает дань уважения крестному отцу сплэттера Хершелу Гордону Льюису, между делом кивая то в сторону «Техасской резни» Хупера, то «Смирительной рубашки» Касла. Вместе с тем это наиболее зрелищная работа в карьере автора «Розового фламинго».
«Городские легенды» (1998)
Триумф «Крика», подобно «Хэллоуину» за двадцать лет до этого, породил десятки поделок, проигрывающих детищу Уэса Крэйвена и Кевина Уильямсона по всем статьям. «Городские легенды» — редкий пример удачной кальки, где вместо клише хорроров обыгрываются сюжеты страшилок из американского фольклора. Мастодонты жанра Роберт Инглунд и Брэд Дуриф делят экран с молодыми звездами Джаредом Лето, Тарой Рид и Джошуа Джексоном, а на фоне звучат до боли знакомые треки конца 20 века. Кто-то объявляет охоту на жителей Пендлтона в годовщину идентичной бойни. Так как полиция бездействует, студентка Натали берет расследование на себя.
«Под маской: Восхождение Лесли Вернона» (2006)
Журналистка Тейлор Джентри решает снять сюжет о становлении начинающего серийного убийцы Лесли Вернона, намеренного превзойти достижения Майерса и Джейсона. «Крик» исследовал законы слэшера от лица жертв, смотревших ужастики вроде «Хэллоуина» и «Пятницы, 13-е». Псевдодокументальная хоррор-комедия Скотта Глоссермана предлагает точку зрения маньяка в маске, не только прекрасно осведомленного обо всех клише, но также читавшего научные труды Кэрол Кловер. И это чертовски забавно.
«Последние девушки» (2014)
Старшеклассница Макс неохотно соглашается посетить юбилейный кинопоказ «Кровавой бани», где когда-то снялась ее покойная мать. Подобно пареньку из «Последнего киногероя», вместе с друзьями она оказывается внутри фильма, сталкиваясь не только с жанровыми условностями, но и с местным аналогом Вурхиза. Творение Тодда Штраус-Шульсона — любовное письмо слэшерам 80-х, которое непременно спровоцирует у хоррор-фанов острый приступ ностальгии.
«Королевы крика» (2015)
Напоследок вспомним о первом сезоне сериала «Королевы крика» Райана Мерфи, шоураннера куда более известной хоррор-антологии «Американская история ужасов». В студенческом городке некто в костюме Красного Демона рубит учеников на кусочки. Но преступления меркнут на фоне вражды богатенькой ученицы Шанель (звезда четвертого «Крика» Эмма Робертс) и декана Манч (Джейми Ли Кертис). Скрещивая слэшер с молодежной комедией а-ля «Дрянные девчонки», Мерфи предлагает уморительный аттракцион с глянцевой картинкой, громкими именами в касте и бесчисленными отсылками к классике.