Увидев трейлер картины «Фото на память», сложно избавиться от ощущения, что создатели включили в историю всеми любимые жанровые «вкусности». Перемешали их, но не взбалтывали до начала проката, а теперь зрители сами смогут прийти в кино и посчитать все параллели, которые провели авторы, чтобы сделать свою историю насыщеннее и необычней. Корреспондент КиноАфиши.Инфо встретился со сценаристом картины «Фото на память», чтобы разузнать о том, как появилась идея проекта, можно ли будет посмеяться во время просмотра и есть ли идеи для продолжения этой занятной истории.
Синопсис: Автомобильная авария приводит группу молодых ребят в старый, заброшенный дом. Там они находят массу жутких фотографий, куда затесалось изображение и их искореженного автомобиля. В соседней комнате, молодые люди находят фотоаппарат, на который и возможно и были сделаны эти ужасные снимки. Им предстоит разобраться, что же все-таки происходит и есть ли у непонятного аппарата, функция по убийству тех, кто попадает в объектив.
Из чего родилась идея фильма?
Продюсеры нашего фильма, поставили передо мной задачу написать сценарий про смертоносный фотоаппарат. Эта идея показалась мне очень увлекательной, ведь я всегда считал что фотокамера - это своего рода машина времени, останавливающая мгновенье. К тому же хотелось поставить героев фильма «Фото на память» в такие обстоятельства, при которых они существуют между реальным миром и невозможным. И сами бы являлись для себя злодеями и спасителями одновременно.
Существует теория, которая гласит что будущее предопределено сегодняшними поступками, и потому не может быть изменено никаким вмешательством. Иными словами пространственно-временной континуум, защищая себя, будет делать всё, чтобы наступающие события оставались неизменными. Именно эта идея и лежит в основе действий нашего “злодея”. Фотоаппарат, запечатлев предмет, вмешивается в цепь уже предопределённых событий, заставляя будущее, защищая себя, действовать. При этом наши герои не тупые недотёпы, а здравые современные людьми, принимающие логичные решения для своего спасения.
Я так загорелся всей этой историей, что первый вариант сценария, написал всего за двадцать один день. Причем отмечу, что так сложились обстоятельства, что пока я над ним работал, почти всё время находился в дороге. Но каждую свободную минуту посвящал «Фото на память». И, как мне кажется, история получилась интригующей, событийной и визуально необычной. Нам хотелось, чтобы в итоге зрители постоянно склонялись в разные стороны, кто же все-таки убивает героев, проклятый аппарат или ужасные стечения обстоятельств.
Был ли в сценарии юмор?
Юмор для меня очень близкое понятие, и конечно, я старался заложить его в сценарий. Ведь без этого история была бы слишком мрачной. Здесь напрашивается логичный вопрос: “Эй, так и должно быть! Ты же писал сценарий для фильма ужасов?” И я конечно с этим согласен, но тут уж дело вкуса. Лично по мне, фильм становится более интересным, если события происходят на стыке эмоций, как в жизни. Делать что-то одно просто скучно. Всё время боятся, или безостановочно хохотать.
Как вы относитесь к ужастикам, есть любимые фильмы-режиссеры?
Этот жанр любят скептики с пытливыми умами, дотошно следящими за каждой мелочью. Поэтому создатели подобных проектов, и мы в том числе, просто не могли позволить себе халтуру, показав зрителям недоработанный, сырой материал. Так что можно достаточно смело сказать, что «Фото на память» получился искренним и честным фильмом.
Мне очень нравятся М. Н. Шьямалан, Гильермо Дель Торо, и конечно Стивен Кинг. Это люди с очень интересными мыслями и ходами сюжетов, мастера на которых хочется равняться. Они здорово акцентируют внимание любителей жанра, умеют увлекать и создавать эмоциональные накалы. Их самые успешные работы выстроены именно вокруг этих моментов.
Чем российские ужастики отличаются от иностранных картин?
У американцев, как мне кажется, человек все-таки обычный заложник ситуаций, выполняющий определённую функцию сюжета. Зрители почти всегда могут предсказать, кто из героев умрёт первым, и так далее. Это не хорошо и не плохо, на мой взгляд, это просто определённый тренд. В нашей истории мы старались дать каждому действующему лицу, в не зависимости от длительности его экранной жизни, свой характер, и “право выбора”. Рассмотреть его, попытаться понять, и поверить в реальную возможность происходящих с ним событий.
Мне кажется, общая тенденция нашего кино – это внутренние проблемы и развитие героев. Школе Станиславского глубокий поклон.
Иногда это становится проблемой, ведь понятные нашему зрителю истории, подчас не могут достучаться до иностранного зрителя. Хотя достаточно много исключений – картины Владимира Меньшова (“Москва слезам не верит”), Никиты Михалкова (“Утомлённые солнцем”), Андрея Звягинцева («Левиафан») и Кирилла Серебренникова («Лето») и.т.д.
Остались ли какие-то эпизоды, шутки или, например, убийства, не вошедшие в финальный вариант истории? Может быть, если история выстрелит, сможете их использовать в продолжении?
Конечно, хотя, как автору мне тяжело это признавать, материала, не вошедшего в «Фото на память» осталось довольно много. В первоначальном сценарии создателем нашего фотоаппарата был не Штерн, а Вольф Мессинг, чья репутация говорит сама за себя. У нашего фотоаппарата, кстати, есть реальный прототип – «Секунда», образца пятьдесят второго – пятьдесят четвертого годов. Создавали его на тот момент лишь для специальных служб. У меня была буквально сюжетная линия, посвященная любви и почтения к Альфреду Хичкоку и реверанс его «Птицам». Но мне объяснили, что тогда история получится слишком мрачной и жестокой. Даже Сталин был прописан. Но в итоге, на первый раз, было решено убрать их из сюжета.
И, да, если у истории появится продолжение, я бы хотел, чтобы туда вошли многие идеи, забракованные или испугавшие продюсеров. Плюс, пока велись работы над фильмом, у меня родилось еще несколько идей, которые я бы с большим удовольствием предложил бы для реализации в сиквеле, который теперь, надеюсь, просто обязан случиться.
Что у вас планируется на ближайшее время?
Фонд кино выделил деньги на проект «Кольская сверхглубокая», который собирается поставить Роман Каримов. Я писал сценарий о событиях, случившихся на Кольской сверхглубокой скважине. Это очень интересная тема и я надеюсь, что съемки начнутся в ближайшее время.
А еще, я сейчас занимаюсь выпуском своей книги «Глава 2». Это такой сай-фай, с попыткой осмыслить Бога в человеке, и человека в Боге, путём попытки совмещения Библии и нашей реальности.
Беседовал Дмитрий Бортников
Пощекотать нервы, посмеяться над героями и поснимать сэлфи между убийствами на показах «Фото на память», можно в кино уже сегодня.