С приходом обильного всевластия разнообразных телеканалов, которые радуют глаз круглосуточным кинопоказом, приключения гардемаринов стали делом обыденным. Чуть ли не ежедневным. Но, совершенно не наскучили, наоборот, при всем богатстве телевыбора подчас иной альтернативы просто нет. Чем же до сих пор берут за живое «Гардемарины, вперед!», самое время порассуждать 30 лет спустя…
Они были рождены легендарными, «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой, буквально сразу, вмиг. Всерьез и надолго. Успех гардемариновых историй кроется во множестве животворных факторов. «Наш ответ Голливуду» в приключенческом ключе всегда был и остается максимально продуктивным. При грамотной постановке трюков и сносном финансировании кинематографического продукта. Мы тоже умеем коня на скаку останавливать, в горящую избу входить, фехтовать заправски, стрелять с бедра. Но главное – в любой красочной эпопее, замешанной на костюмированной драме и разудалых, бойких приключениях – это красивая любовная линия. И дружба – яркий, сильный акцент на дружеском контексте вне зависимости от количества друзей в кадре. В нашем случае, гардемариновом, таковых было трое: Алешка Корсак, Сашка Белов и байстрюк, то есть «полукровка», сын дворянина и простолюдинки, Никита Оленев. Они же вне кадра – Дмитрий Харатьян, Сергей Жигунов и Владимир Шевельков.
В начале всего было слово, и слово это было весьма полновесным, даже тяжеловесным, как любит теперь вспоминать режиссер всей трилогии о гардемариновых приключениях Светлана Дружинина. Слово это – пухлая, увесистая папка с романом «Трое из навигацкой школы» самодеятельного писателя и преподавателя техникума Нины Соротокиной. При активном участии писателя Юрия Нагибина Светлана Дружинина решилась на творческий подвиг и одновременно с тем отчаянный поступок – снять фильм в самую перестройку, с качественной приключенческой отработкой, с лихо закрученным сюжетом, с красивым аттракционным эффектом и в то же время – вдумчивой основой. Снять фильм в то время – самая сердцевина перестроечных 80-х, когда в кинопроизводство стали вкладывать все меньше и меньше средств. Собственно, тогда хромала на обе ноги не только кинопроизводящая индустрия, но и множество иных индустриальных основ государства и общества. Неслучайно, видимо, взоры свои Дружинина обратила именно на ТВ, где на патриотическое воспитание молодежи всегда делали большую и основательную ставку. В том числе и финансовую. Свежая разработка Дружининой вписывалась в тогдашнее – перестроечное, понимание патриотизма как ни одна другая идея лучше. Кто есть гардемарины? Официально – «птенцы гнезда петрова», воспитанники школы артиллерийских и мореманских наук, учрежденной самим Петром Великим, главным реформатором всея Руси. В перестроечное-то время подобный тематический пассаж – самое то. Однако мореманская школа – всего лишь закваска всего действия, будущие главные герои пьесы покидают школу математических и навигацких наук или навигацкую школу в самом начале повествования. Но оставив школу, они не оставляют те заветы и наказы, которая эта самая школа вложила навсегда гардемаринам в их дипломы. Все мы родом из детства, а такое – пропитанное истинным, истым благородством детство и отрочество как учение и возмужание в первой и главной школе Петра Первого – такое всегда с тобой, не вытряхнешь как крошки из кармана. Судя по дальнейшему кинорассказу, в навигацкой школе – помимо прочего, еще и азы каскадерского мастерства давали, уроки смелости и отчаянной отваги, мужества и доблести. А также управления лошадьми в экстремальной ситуации, политесу и женскому обольщению…
Трудно сейчас, спустя 30 лет, рассуждать на тему, делала ли серьезную ставку на своих гардемаринов Дружинина, как на основное и главное «блюдо» всей своей киножизни, но факт есть факт. Сегодня всем кажется – именно так оно и есть. Плюс разнообразные дворцовые кинотайны, которые мастерски, филигранно, живописно раскрывает Светлана Сергеевна. Хрупкая, грациозная, изящная красавица и умница Дружинина явно хотела чего-то иного – казалось бы. Иных тематических завязок, сюжетных коллизий. Достаточно вспомнить те картины, в которых снималась Дружинина в статусе актрисы. Кто не помнит ее очаровательную и прямолинейную, нервную и неприступную Соню Божко из комедии положений «За витриной универмага», или же бойкую и своенравную Анфису из социально-бытовой комедии «Девчата». Но, как любит признаваться сам мастер яркого и убедительного кинослова – актерского и режиссерского, снимать такое же кино в качестве постановщика, в каком снимался сам – жить по чужим меркам, надо идти своим путем. И таков путь для себя открыла Дружинина – крепкое, словно мужское рукопожатие, добротное и ладно скроенное – словно английский или же немецкий костюм, драматическое действие, откровенно мальчишечье кино с ярко выраженной женской душою. «Гардемарины, вперед!» - ставка, которая больше, чем киножизнь. Не случайно, кстати, Дружинина который год бьется над тем, чтоб снять идеологическое продолжение всей гардемариновой эпопеи, снять фильм с условным названием «Гардмерины-4». Сценарий написан, актерский состав почти что укомплектован, график съемок вот-вот будет утвержден, даже смета расходов составлена. Осталось дело за самым малым – пройти, просочиться сквозь жесткие жернова государева питчинга, то есть отбора сюжетов, идей для последующей кинореализации. При содействии Фонда Кино. И хоть государство в лице Фонда кино который раз ставит крест на дружининской затее, Светлана Сергеевна не вешает нос, как ее герои, «...Но на судьбу не стоит дуться, там, у других вдали, Бог весть, а здесь у нас враги найдутся, была бы честь, была бы честь...».
Стоит ли спустя 30 лет возвращаться к теме, ставшей судьбоносной для Дружининой? Этот вопрос сейчас кулуарно задают в разной тональности. Поклонники саги уверены, убеждены, стоит и нужно, противники – и таковые имеются, также стоят на своем, гардемаринов век остался в прошлом, вместе с их петровской альма-матер, кринолинами, красивыми историями советского кино. Нынешнее время формирует иные запросы и творит иные сюжеты. Дружинина же стоит на своем: гардемаринова идея – вечна, потому универсальна, но проблемы в деле кинопроизводства были, есть и будут, что бы не происходило в мире кино. А проблемы были всегда. Когда стартовали съемки самых первых «Гардемаринов...», проблем было не меньше, а то и больше. Актёрский состав – известный факт, претерпел значительные изменения, изначально были утверждены одни, а в кадре появились совершенно иные артисты. Доподлинно известно, первую пару, главную пару фильма должны были исполнить молодые и пылкие Юрий Мороз и Марина Зудина. Стоит отметить, выбор Мороза на роль Алешки Корсака был продиктован вполне себе дельными и деятельными причинами. Актер наливался профессиональным соком, шаг за шагом постигая актерскую науку на и вне съемочной площадки, мало того, он и внешне был чрезвычайно манким и привлекательным. Кто не помнит его очаровательного улыбчивого почтальона из телекомедии Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания»? Однако Мороз нашел себя в режиссуре, и как раз на время съемок в «Гардемаринах...» должен был отстаивать свою режиссерскую самость, снимать дипломный проект. Позже из «Гардемаринов...» выпала Зудина, не смог сниматься в картине тогда молодой и подающий большущие надежды актер Олег Меньшиков, его заменил в итоге сияющий, свежий, с распахнутыми глазами и сердцем Сергей Жигунов. Новая историческая картина вообще в целом формировалась на глазах у изумленной общественности, тех, кто впрягся в этот удивительный процесс – создания теленовеллы «Гардемарины, вперед!». И ведь вышел каменный цветок, засиял, заиграл красками, идеями, жизненными, привлекательными, ударными. Фильм выставил на авансцену творческой истории разных актеров и актрис, тот же Дмитрий Харатьян стал буквально нарасхват именно после фильма «Гардемарины, вперед!», хотя у него и до встречи с Дружининой были весьма симпатичные киноработы. Тот же «Розыгрыш» Владимира Меньшова, который из молодого и подающего большущие надежды актера сотворил кумира молодежи. Гайдай как-то обмолвился, Харатьяна «открыл» для себя по просмотру дружининского фильма. Татьяна Лютаева, создавшая удивительный и проникновенный, чувственный и полный жизненной убедительности, силы образ Анастасии Ягужинской считает – и не напрасно, картину своей форменной путевкой в большую профессиональную жизнь.
Не говоря уже о маститых актерах театральной и кинематографической современности, с большой охотой поселившихся во вселенной вымышленных образов и персонажей Светланы Дружининой, в той вселенной нашлось место и реальным историческим персонажам. Таким как императрица Елизавета, блестящая работа двух актрис, в первом фильме, юбилей которого справляем этой публикацией, с величавым образом державной властительницы блестяще справилась Елена Цыплакова, сумевшая вписаться не только и не столько в габариты государыни всероссийской, сколько уловить характер и образ мысли императрицы. В последующих киноприключениях гардемаринов императрицу Елизавету изображала воистину мастер своего дела, глыба, а не просто актриса Наталья Гундарева. Выбор Гундаревой на роль императрицы Елизаветы был не случайным. Ведь в этой актрисе, считают многие режиссеры, с которыми сотрудничала Гундарева, самым благоприятным образом сошлись хваткий женский ум и профессиональный талант. Даже роли второго плана у Гундаревой выходили значительными, яркими, фактурными, а уж образ императрицы Елизаветы – объемная, насыщенная работа, не просто роль или образ, реальная, взаправдашняя история утомленного властью и жизнью человека. Но это уже второй и третий фильмы эпопеи, в первом же – который телефильм, яркими ролями порадовали Александр Абдулов, Владислав Стржельчик, Евгений Евстигнеев, входивший в кадр почти без репетиций, он неважно себя чувствовал, и актеру позволили работать с суфлером и в то время, когда сам Евстегнеев чувствовал себя лучше. Однако и без репетиций актеру удавалось передать нужный алгоритм действия своего персонажа, канцлера Бестужева. Как впоследствии вспоминал сам актер в небольших интервью, тяжелый взгляд надменного царедворца ему давался чрезвычайно легко, так тяжко самому Евстегнееву было в то время. Михаил Боярский сумел невероятное в этой теленовелле, сумел переиграть, как сказали бы кинофилы и киноспециалисты, самое себя, оставаясь Д’Артаньяном, вписаться в новую приключенческую сагу со шпагами, дуэлями, каретами и корсетами. Что характерно, в сугубо русской героической саге Михаил Сергеевич сыграл... француза. Своего рода условный творческий привет мушкетерам.
Одну из значительных ролей в любом постановочном фильме играет музыка, это бесспорно. Творец новой кинолегенды Светлана Дружинина – то ли сознательно, то ли волею случая, решила «перепеть» знаменитых мушкетеров и поставила перед авторами слов и музыки к кинотрилогии Юрием Ряшенцевым и Виктором Лебедевым подобного рода задачу. Союз пера и рояля выдался на редкость замечательным, но чрезвычайно остросюжетным. Ведь Ряшенцев был, что называется, из конкурентного лагеря, так как именно Ряшенцев сочинил судьбоносные для мушкетеров песенные темы «Пора-пора-порадуемся на своем веку...», «Балладу о дружбе» («Когда твой друг в крови…») и многие, многие другие. Теперь же пришла пора автору изящной лиричной строки из жизни типичных французов создать нечто схожее, только из жизни типичных русских. Творить хиты – нет ничего хуже и тяжелее, вспоминает автор музыкальной канвы фильма Виктор Лебедев. Когда режиссер буквально требует сразить его (в данном случае – ее) наповал своим песенным творением, «чтоб страна по выходу киноленты на экран напевала каждую строку и считала песню народной», чтоб твои композиции из фильма транслировали по ТВ и радио во всех киномузыкальных нарезках – это тяжкое бремя. Но с этой ношей, похоже, Виктор Лебедев справился блестяще, вот, что говорит об этом сам автор: «...Опять же, можете задаться вопросом (и правильно поступите) а какая же из композиций, вошедших в трилогию о приключениях гардемаринов «моя самая любимая». Не стану отвечать. И это не кокетство. Просто... Трудно выбрать что-то одно... Гардемарины. Там девять тем, но когда я их писал, мысль – вот оно, чудо, или вот он, хит (как сейчас принято говорить) – не посещала, такого не было. «Ланфрен-ланфра» Боярского. Думал ли я, что песня станет шлягером?! Нет, просто хотелось создать такую... нежную, тонкую, будто бы бархатистую композицию. Которая, как мне казалось, должна выявить всю сущность (нежную, лиричную) этого человека. Кавалера де Брильи. Или «Дороги любви». А вот «Не вешать нос, гардемарины»… (призадумался) это был…шлягер изначально. Потому, что он родился совершенно случайно. Дружининой показалось мало восьми тем, что уже были написаны. И она решила заказать еще одну, видимо, самую «убойную». Я всячески противился этому решению, зачем?! Уже восемь вполне приличных тем создано! Когда я приехал на «Мосфильм», песни не было, был набросок. А с меня требуют – где новая тема, где забойный материал?! Сыграл фрагмент…Припев то есть, а мне и говорят - о, то что нужно!»...
Спустя 30 лет по выходу фильма даже и не верится, что этот историко-костюмированный проект был телевизионным. То есть многосерийным, то есть снятым «по заказу Гостелерадио...». Ведь поставлены гардемариновы похождения в жестком, активном, размашисто объемном кинематографическом ключе. Не случайно вторая серия эпохальной темы – равно с тем и третья, уже ориентированы на киноэкран. И это в стране, которая теряла кинотеатр за кинотеатром, кинозрителя за кинозрителем. На смену канареечно перестроечным 80-м пришли лихие, разнузданные 90-е. Спустя годы, правда, уже и не важно, что было изначально – телеэкран или кинотеатр. Современный поклонник этих парней без страха и упрека вообще скачивает «креативный контент» из сети. Все киноприключения простых мальчишек из навигацкой школы, ставших героями, только телевизор и кажет. Первые, вторые, третьи, не суть важно, какие они – эти гардемарины, важно другое. Посеянное Дружининой семя пламенное, страстное, патриотически ориентированное, но насквозь лирическое и полное ясной человеческой драмы, взошло, и колосится знатным зрительским вниманием до сих пор. Вне зависимости, справиться ли Дружинина с новой порцией приключений легендарных героев, а также их потомков в потенциальном кинохите «Гардемарины-4». Или же останется автором трех «нетленок» о приключениях друзей из навигацкой школы. Вкупе с тем – автором нашумевших киноповестей о разнообразных тайнах дворцовых переворотов…
Дмитрий МОСКОВСКИЙ