- Елена, в этом году вы являетесь генеральным продюсером Фестиваля Телемания, расскажите о нем
- «Телемания» является единственным в России молодежным телефестивалем. Телевидение – это очень широкое понятие, и мы принимаем к рассмотрению самые разные работы: от традиционных новостных репортажей и телепрограмм до документального и игрового кино, новых медиа (web-сериалов, блогов, ток-шоу), рекламы и брендированного контента – новых телевизионных форм, появившихся или набравших популярность в эпоху цифровизации. Фестиваль учрежден Институтом кино и телевидения (ГИТР) в 2004 году, проводится при поддержке Международной академии телевидения и радио (IATR). В 2019 году фестиваль получил грантовую поддержку Федерального агентства по делам молодежи. Помимо телепремии, итоги которой будут анонсированы 21 ноября 2019 во Всемирный день телевидения в ККЦ Останкино, мы также планируем мастер-классы с участием телевизионных продюсеров, молодых режиссеров, которым их дебютные проекты принесли славу, деньги и успех, рекламщиков, авторов социальных проектов. Они будут проходить 2 октября - 6 ноября 2019 по средам в ГИТРе – вход будет свободным для всех желающих, по регистрации. Также мы сделаем офлайновые кинопоказы и покажем то, что еще не показывал никто в России в таком масштабе – я говорю, в частности, о новых медиа.
- То есть, для молодых кинематографистов Телемания может стать хорошим стартом в карьере?
- Да, конечно, для очень многих Телемания стала отличным трамплином в карьере и профессиональном развитии.
В работе жюри фестиваля участвуют настоящие профессионалы своего дела, и именно поэтому их мнение имеет огромное значение для номинантов. Это отличная возможность получить фидбэк и понять, в каком направлении двигаться. Так, в 2019 оценивать работы будут Екатерина Мцитуридзе, телеведущая, глава Роскино, киноэксперт Первого канала, Владимир Воронов, заместитель генерального директора ТНТ, Оксана Барковская, режиссер и продюсер, обладатель множества ТЭФИ и премии ООН как независимый журналист, режиссер Александр Котт, снимающий как качественные телесериалы, так и собирающий призы на лучших фестивалях мира со своими авторскими картинами. Также к нам присоединились Михаил Клочков, руководитель контентного направления Start.ru, сервиса, активно закупающего короткометражное кино, и Александра Жукова, отборщик «Амурской осени», «Киношока» и других фестивалей, которые с большим удовольствием показывают работы начинающих авторов. В оргкомитете у нас Александр Файфман, Первый заместитель Генерального директора, Генеральный продюсер Первого канала. В жюри мы также пригласим одного из российских ведущих блогеров – пока не могу сказать, кто это будет.
- Как может себя продвинуть молодой талантливый кинематографист?
Нужно, прежде всего, не бояться и не лениться показывать свои работы профессиональному кино- и телесообществу, отправлять их на фестивали. Фестивали – это ваше портфолио, и сторонняя независимая оценка старших коллег по цеху имеет колоссальное значение. Фестивали – это также нетворкинг и возможность обрести новые связи и знакомства, получить интересные предложения или просто обменяться опытом.
- Вы также являетесь исполнительным продюсером компании CinePromo, которая занимается фестивальным продвижением. Каким образом происходит это продвижение?
- CinePromo уже третий год подряд берет лучшие фильмы, отобранные в программу, для их фестивального продвижения. Ряд картин мы также запустили в прокат и взяли на дистрибьюцию в составе наших сборников короткого метра. Мы не все берем для фестивального продвижения, но если берем, то занимаемся по полной: от подбора фестивалей (стратегия имеет первоочередное значение) до механической работы по заполнению заявок и пересылке материалов, общения с отборщиками. По итогам фестивального продвижения, но чаще параллельно, когда какие-то важные фестивальные премьеры уже прошли, мы выборочно берем фильмы для их дальнейшей дистрибьюции и проката.
В этом году мы придумали новый формат – «Дни поедателей короткого метра», и в течение 3-х месяцев в двух столицах в московском КАРО «Атриуме» и питерском «Лендоке» будем показывать самые награждаемые российские короткометражные фильмы. Пилотный показ уже прошел в саду «Эрмитаж» при полном зале несмотря на погоду, мы очень довольны, и надеемся, что дальше будет лучше. Кстати, ни одна программа не повторяется, так что можно смело идти на любой удобный показ – не ошибетесь!
- Сколько времени обычно занимает "раскрутка" молодого специалиста?
- Мы рекомендуем заниматься фестивальным продвижением от 6-ти месяцев, и, чтобы авторы не бросали этот затяжной процесс, придумали акцию: 7-ой месяц бесплатно. От 1 – 3-х месяцев толку не будет, нужно отправлять фильм на фестивали, четко следуя определенной стратегии, планомерно и методично.
- Сегодня многие пытаются привлечь к себе внимание, публикуя свои работы в социальных сетях. Какое у вас отношение к этому? Ставит ли это под угрозу авторские права, могут ли у автора украсть хорошую идею?
- В действительности сейчас, если вы не берете курс на так называемые фестивали А-класса, в том числе ММКФ, с которыми надо быть аккуратнее (за исключением определенных программ Берлинале) или российский Кинотавр и с недавних пор Короче, интернет-премьера никак не влияет на фестивальную историю фильма, а в случае с новыми медиа, наоборот, помогает. За примером далеко ходить не нужно: посмотрите, как активно берут на фестивали короткометражные фильмы первой и второй волны наших партнеров и клиентов Мадиалаба – Яндекст.Такси. Фильмы Ивана Плечева, Даши Чаруши, Василисы Кузьминой, Олега Коронного стали настоящими фестивальными хитами!
Что касается авторских прав, то тут, скорее, ситуация обратная. Зачастую авторы используют без разрешения чужую музыку, что очень затрудняет интернет-продвижение и монетизацию в том же ютубе, а на количество просмотров сейчас очень многие большие продюсеры обращают внимание.
- Напоследок - дайте свои рекомендации студентам и выпускникам. Что нужно делать в первую очередь, для того, чтобы привлечь внимание к своему творчеству, а чего, наоборот, делать не рекомендуется?
- Я буду достаточно прозаичной и пожелаю всего несколько вещей, которые впоследствии многое портят, если вовремя ими не озаботиться: обязательно очищайте права на музыку, которую вы используете в фильме, и оформляйте Прокатные удостоверения (нет, их не отменили). Вы потом скажете себе спасибо, потому что сегодня столько возможностей для дистрибьюции короткого метра, что просто глупо их упускать.