В каком состоянии, по Вашему мнению, будет находиться отечественная киноиндустрия по выходу из нынешней ситуации? Пандемия не могла не повлиять на производство, на прокат…
Да, конечно. Я бы начал как раз с проката, потому что те картины, которые сейчас не выпущены на экраны (некоторые, вы знаете, вышли уже на платформы), релизы по некоторым перенесены, но были сделаны какие-то затраты на рекламу и продвижение. У нас «Печень» Ивана Снежкина не вышла 9 апреля. Есть финансовые потери, связанные с затратами на рекламу, есть обязательства. Картина была снята при поддержке Фонда кино, мы отвечаем за прокат и у нас есть возвратные деньги.
Наша киноиндустрия (если так можно ее назвать) – достаточно молодая и слабая в сравнении с Голливудом. Как только кинотеатры откроются, их, в первую очередь, займет мощная, многочисленная голливудская продукция. И здесь мы потеряем и так не очень высокие наши позиции. Сейчас доля отечественного кино в нашем прокате чуть более 20 процентов, а будет еще меньше. Придется опять, как это было в 2010 году, набирать, набирать, набирать. Но с 2010 года на этот набор ушли, как вы понимаете, почти десять лет, чтобы достигнуть уровня 2008 года в 2018 году. Хотя в 2019 году доля отечественного кино в прокате упала почти на 10 процентов. В общем, тяжело будет с прокатом. Прокат – дело очень конкурентное, поскольку у нас большая часть работающих кинотеатров в частных руках. В этой области практически нет никакого системного госрегулирования. Здесь напрашивается вывод, что все-таки необходимо, чтобы национальный производитель поддерживался в национальном прокате. Как поддерживался – это сложный вопрос, должна быть система комплексных мер. Возможно, что квоты, но это будет не самое лучшее решение, учитывая не очень большое количество картин, которое выпускается. В году 52 уик-енда, а производится чуть больше ста картин, и не все из них выходят в прокат. То есть о квотировании на данном этапе речи не может быть. Но о поддержке картин в прокате другими способами речь должна идти обязательно. Иначе мы очень долго будем выбираться из этой ямы.
Вы можете назвать те проекты, над которыми сейчас приостановлена работа?
Картина «Печень» у нас не вышла в прокат. Она была завершена, сдана, она снималась при поддержке Фонда кино и в ней есть возвратные деньги, которые мы должны будем вернуть Фонду с проката. 9 апреля мы должны были ее выпускать в прокат вместе с Объединенными киносетями. Прокат у нас перенесен на неопределенное время. Картина «Когда она приходит» Александра Цоя закончена, мы ее отправили на Каннский фестиваль, в Карловы Вары на другие фестивали. Постепенно везде получили ответы, что фестивали отменены в этом году или переносятся. Завершается производство двух картин: «Чупакабра» и телеверсии «Коридор бессмертия» студии «СТЕЛЛА», которую я делаю для Первого канала. Тут мы также отстали от графика уже на месяц, и непонятно, что будет дальше. Работа по этим картинам приостановилась или замедлилась из-за изоляции. Это то, что у нас на завершающей стадии производства.
Дальше - две картины, два дебюта. Одна называется «Шинед О’Коннор» режиссера Рината Махмудова, вторая картина «Смерти нет» в постановке Евгения Дудчака. Картины получили финансовую поддержку Министерства культуры. В этом году мы планировали приступить к съёмкам. Все, что мы можем делать на «удаленке» – мы делаем: дорабатываем и шлифуем сценарии», и так далее. Но мы не можем удаленно проводить актёрские кастинги, выбирать места натурных съёмок, проводить подготовку. Учитывая фактор сезонности у этих картин – съемки у нас планировались на лето, в крайнем случае на раннюю осень, уже есть основания полагать, что планы придётся корректировать. Боюсь, что придётся переносить съемки на следующий год. Такая у нас ситуация в производстве.
Система господдержки дебютных фильмов может измениться, на Ваш взгляд?
Дебюты – это наше будущее. Это утверждение хоть и банально, но никогда не потеряет своей актуальности. Я добавлю, как и детское кино. Как писал классик Сергей Владимирович Михалков: «Сегодня – дети, а завтра - народ». И детское кино, и дебютное кино – это то, что делает нас сильными, потому что даёт нам веру, веру в будущее, в продолжение всего того, что сегодня создаётся нашими мастерами. Говоря о дебютах, я надеюсь, что поддержка будет меняться, развиваться. Существует поручение Президента, которое он дал после посещения ВГИКа в прошлом году. Надеюсь, что оно будет в этом году успешно реализовано Министерством культуры.
Убеждён, что к дебютным фильмам должен быть особый подход. Во-первых, прежде всего, необходимо увеличить размер бюджетного финансирования на отдельный фильм. 25 млн рублей сегодня - это значительно меньше, чем 15 млн рублей, скажем в 2008 году. За такие деньги невероятно сложно, практически невозможно создать конкурентоспособный продукт.
Хотя, мы как-то умудряемся снимать неплохие картины – и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», и «Бык», и некоторые другие… Но во всех этих случаях дается это, конечно, очень тяжело. Необходимо увеличить сумму, выделяемую на дебюты, если не в два, то хотя бы в полтора раза.
Во-вторых, было бы очень полезно убрать условие о необходимости привлечения дополнительного внебюджетного финансирования. Малобюджетная дебютная картина с большим трудом «отбивается» на рынке, особенно при полном отсутствии финансовой поддержки на рекламу и продвижение.
Необходимо способствовать, развивать, подхватывать, а не тормозить инициативу молодых различными ограничительными мерами. Поэтому, я рассчитываю, что и в этом вопросе будут изменения.
Осенью обычно проводится фестиваль ВГИК, какие-то изменения в графике проведения в связи с нынешней ситуацией есть?
Мы не планировали ничего менять, ведется подготовка. Надеюсь, что по плану у нас в октябре будет российский конкурс, в ноябре – международный, участниками которого становятся молодые кинематографисты со всех континентов, порядка 40 стран-участниц. Мы бы хотели сохранить это, тем более, что в этом году будет юбилейный 40-й фестиваль. Если будет необходимо, мы найдем способ, как проводить фестиваль. Возможно, в каком-то другом режиме. Но я не теряю надежды, что к тому времени ситуация стабилизируется и все начнет восстанавливаться.