Режиссер Сергей Кузнецов, шесть лет назад получивший на «Окне в Европу» приз за лучший дебют (фильм «Деливеранс»), возвращается на фестиваль с причудливым вестерном «Семь пьяниц». Найти деньги на смелое жанровое кино в России попросту невозможно, поэтому снимался фильм за копеечные деньги, собранные в том числе при помощи краудфандинга.
Как бы вдобавок к этому в начале «Семи пьяниц» появляется титр – «Посвящается Роджеру Корману». Кузнецов и компания (стоит отметить, что некоторые актеры по совместительству выступали здесь и в роли операторов) делают дешевое, панковское по духу кино, которое обходится без душащей поддержки госфондов. Вестерн при этом получился достаточно патриотическим – вместо импортного рок-н-ролла играют песни Константина Ступина, андерграундного маргинала-панка, а пустыню Мохаве заменяют казахстанские пустоши и каньоны.
История «Семь пьяниц» при этом не выглядит специфической ни для какой страны – это штампы и универсалии вестерна, которые одинаково логично смотрятся как для Америки и Италии, так и, оказывается, для России. Миру снова пришел конец – в недалеком будущем человечество (а заодно и лошадей) выкосила эпидемия конского гриппа.
Теперь вокруг только лишь безрадостная постапокалиптическая пустыня, в которой – вот ирония! – царит сухой закон. Правда, рассказчик заманивает зрителя историей о райском месте, именуемом Божественный бар. Добраться туда не так просто, зато уж там-то будет и выпивка, и доступные женщины, и простое человеческое счастье.
Главная роскошь и средство передвижения в условиях постапокалипсиса – ржавый велосипед, которых тут собирается аж несколько штук. Дикая банда, колесящая в сторону Божественного бара, постепенно разрастается – тут и пара бывших коллег-головорезов Крошка Виталик и Грязный Димас, и подозрительный святой отец, и полуслепой алкоголик Крот.
«Семь пьяниц» бодро начинают с гэгов (тут есть натуральная ода тану, который оказывается сверхнапитком покруче воды и алкоголя), лихо набивают обойму хлесткими цитатами, демонстрируют знание жанровых штампов, но в какой-то момент очень обидно выдыхаются. При всей «крафтовости» этого кино концентрация юмора в нем оказывается не очень сильной – и до финала комическое выветривается вовсе.
При этом у Кузнецова и компании получился образцовый пример того, как нужно снимать пародийное жанровое кино – постоянная стилизация под пленку, сверхкрупные планы, нелепые операторские решения. Это не обидная издевка над дешевым вестерном, а ода любви к этому сеттингу. У «Семи пьяниц» есть шанс стать культовым фильмом за счет уникальной атмосферы и умения ловко обходится с жанровым визуальным рядом.
«Семь пьяниц» наверняка придутся по душе фанатам «Шестиструнного самурая» и первых частей компьютерной игры Fallout – абсурдные шутки и пустынные ландшафты, где царит беззаконие и авторский произвол. У Кузнецова получается создать атмосферу какого-то побочного квеста постапокалиптической RPG, в составе которой его фильм смотрелся бы как влитой. Однако после финала жажда увидеть этот мир целиком может только усилиться – кажется, что нам показали только демо-версию гораздо более крутого зрелища.