В октябре 2016 года прошел очередной фестиваль West Wind, организуемый компанией European Film Promotion и Арт-объединением CoolConnections (петербургской площадкой стал Кино&Театр в «Англетере»). Устроители фестиваля, по доброй традиции, привезли яркие образцы новейшего европейского кино.
Одной из наиболее талантливых картин в программе-2016 стала «Аферим!» (что в переводе означает «Браво!») румынского режиссера Раду Жуде. Эта работа изрядно отличается от изрядно перехваленной новой румынской волны, страдающей явным отсутствием энергии и воображения. В отличие от коллег, с энергией и воображением у Раду Жуде дела обстоят прекрасно. Несмотря на неспешный ритм, история из жизни обитателей Валахии 1830-х годов пронизана искрометной сатирой и, одновременно, подлинным ужасом. Ад крепостничества, фактически являвшегося рабовладением, разворачивается перед зрителем во всем своем изуверском полнокровии, а представление персонажей о цыганах (они-то в ту эпоху как раз и были крепостными рабами) и евреях служит прямым мостиком к тем событиям, которые произойдут ровно через 100 лет.
В этом смысле близкой к румынскому фильму оказалась картина немецкого режиссера Джулио Риччиарелли «В лабиринте молчания», снятая в совершенно иной стилистике и на, казалось бы, совершенно иную тему. Сюжет посвящен событиям, действительно происходившим во Франкфурте-на-Майне рубежа 1950–1960-х годов, когда сотрудники прокуратуры начали расследование нацистских преступлений, совершённых в Аушвице. Удивительно, но до середины 60-х в Германии мало кто знал о том, что творилось в немецких концлагерях, и даже для авторов фильма, когда они готовились к съемкам, это стало открытием. Многие же из тех, кто знал, собственно, в концлагерях и работали, став после войны преуспевающими гражданами, в том числе… школьными учителями истории.
Наконец, третья выдающаяся картина из программы-2016 – «Дерево» словенского режиссера Сони Просенц: балканская притча, посвященная кровной мести. Трое – мать и двое сыновей – оказываются запертыми в собственном доме. Из дома может выходить только мать: любой из сыновей, открыв калитку, будет убит семьей одного из соседей, чей ребенок погиб из-за неосторожности старшего сына. Ни бегство, ни вмешательство полиции невозможны: закон кровной мести выше всех писаных законов… Фильм разбит на три части. Первая дана глазами младшего сына, не понимающего, что происходит, и пребывающего в заточении физическом. Вторая – глазами матери, обреченной потерять ребенка. Третья – глазами старшего сына, живущего с ежеминутным сознанием одинаковой неотменимости вины и возмездия… По словам режиссера, в ее родной Словении такого рода истории уже редки, в то время как в соседних Албании и Македонии (по крайней мере, в Западной Македонии) подобное происходит сплошь и рядом. То, что большинство европейских зрителей воспринимает как притчу, люди, например, в Африке или Индии смотрят как абсолютно реалистическое кино
Весьма небесталанен был и исландский пункт программы – фильм Гримура Хаконарсона «Бараны», лауреат каннского «Особого взгляда». Здесь многодесятилетняя вражда двух братьев-овцеводов завершается последним коллективным испытанием – эпидемией овечьей почесухи (неизлечимое заболевание наподобие коровьего бешенства), из-за которой вся долина вынуждена уничтожить свои стада. Фильм более чем симпатичен, однако режиссер совершил кардинальную ошибку в том, что касается интонации: величественно-трагедийный финал никак интонационно не сопрягается с уютным и добродушным юмором, царствующим на протяжении почти всей картины.
Остальными участниками West Wind 2016 стали: полнометражный дебют британки Рэйчел Тьюннард «Навыки взрослой жизни», отчаянная сексуальная комедия по мотивам семейной трагедии; второй полнометражный фильм люксембуржца Донато Ротунно «Детки» (в оригинале – Baby(a)lone), неожиданно воскрешающий традицию российского кооперативно-перестроечного «черного кино» рубежа 80–90-х; мелодрама датчанки Лизы Олин «Стойкий» – об отношениях датского солдата-контрактника, лишившегося обеих ног в Афганистане, и балерины; 2-я часть «Тысяча и одной ночи» португальца Мигела Гомеша, автора «Табу» (одного из самых неординарных фильмов полутора последних десятилетий); и, наконец, ирландско-кубинский проект Пэдди Бретнэка «Вива» – сентиментально-ироническая история о юном парикмахере Хесусе, который выходит на сцену в образе дивы Вивы.