Общая касса растёт
2018-й вышел не особо удачным с точки зрения проката. Этому способствовали не всегда внятная прокатная политика, экономическая нестабильность в стране и, очевидно, чемпионат мира по футболу, сильно отвлёкший многих россиян от походов в кино в летний период. В 2019 году столь масштабных событий не было, поэтому прокат растёт. Два фильма — «Король Лев» и «Мстители: Финал» — перешагнули отметку в три миллиарда рублей в отечественном прокате, каждый из них посмотрело более десяти миллионов зрителей. Прошлогодние лидеры проката — «Мстители: Война бесконечности» и «Веном» — остановились на отметке 2,2 млрд рублей и не собрали десятка миллионов зрителей. Показатели среди остальных фильмов также растут.
Российское кино попадает в топы
Сразу за долгожданным финалом «Мстителей» и диснеевским релизом «Король Лев» на третьем месте по сборам расположился первый серьёзный хит года — «Т-34», собравший в российском прокате 2,3 млрд рублей. Ещё около полумиллиарда собрали на двоих «Текст» и «Герой» — на Александра Петрова зритель идёт охотно.
В первой двадцатке русского боксофиса «Т-34» — единственный российский фильм. Если посмотреть первые пятьдесят фильмов списка, то добавится ещё семь российских фильмов (насколько можно считать российским «Тайну печати дракона»), да и новый «Полицейский с Рублёвки», уже достигший 22 места за год, свою кассу ещё соберёт, правда, уже в новом году. Восемь фильмов из пятидесяти — консерваторы наверняка скажут, что это проблема. Возможно, так даже скажет кто-то в правительстве, но на самом деле эта ситуация вполне нормальна.
Если мы проанализируем любой большой кинорынок в мире, то увидим схожую картину преобладания голливудской продукции. Например, в топ-50 немецкого кинорынка вошло всего шесть немецкоязычных картин. Даже в таких, казалось бы, самобытных кинокультурах, как французская и итальянская, доля отечественных лент в топе-50 мала: десять фильмов у итальянцев и шестнадцать местных фильмов у французов. Больше половины родных фильмов входит в китайский топ проката; но в Китае существуют очень строгие квоты на иностранные фильмы, поэтому большинство голливудских и европейских фильмов не из категории «Премьера недели» там просто не выходит. Таким образом, интерес российского зрителя к отечественному кино не плохой и не хороший — он нормальный. Российскому кино нужно завлекать зрителя качественным материалом, а не квотами или государственным фиксированием кинопроката.
Влияние государственных структур на прокат остаётся весомым
Но, к сожалению, ситуация диаметрально противоположная. В 2019 году не было резонансных историй с невыдачей прокатного удостоверения, что скорее всего связано с тем, что многие прокатчики адаптировались под требования Минкульта и просто отказались от проката тех или иных фильмов. Также неприятны истории с переносом проката.
Главная премьера года «Мстители: Финал» была сдвинута в угоду «Миллиардам», которые не показали достойного уик-энда; несколько раз менялась дата выхода в прокат «Братства» Павла Лунгина. Попытка расчистить прокатную сетку для фильмов, в которые вложены деньги Фонда кино, выглядит топорно и неэффективно — зритель всё равно голосует рублём и ходит на то кино, которое ему нравится, даже если оно выходит в не самое удобное время.
Для кино всегда есть время
В первой двадцатке российского кинопроката нет фильмов, вышедших в апреле и июне, все остальные месяцы представлены (лидер — октябрь с «Джокером», «Эверестом», «Семейкой Аддамс» и «Малефисентой»). И это, пожалуй, связано не столько с каким-то особым оттоком из кинотеатров в эти месяцы, сколько с бедностью репертуара. Российский зритель уже не первый год доказывает, что готов ходить в кино в любое время: после Нового года, в конце летних каникул, весной или осенью. Главное, чтобы репертуар кинотеатров был интересен.
В кино ходят чаще всего семьёй
Среди этой же двадцатки — «Джокер» — единственное кино с рейтингом 18+. Лидерами проката остаются семейные фильмы, фэнтези и анимация. Что ожидаемо и логично.
Франшизы рулят
Статистика сборов однозначно говорит: оригинальным проектам очень тяжело конкурировать с сиквелами и частями франшиз. В первой двадцатке российского проката оригинальных проектов — не сиквелов, ремейков или фильмов из франшизы («Джокера» всё же условно отнесём к франшизе фильмов по комиксам «DC») — целых четыре: вышеупомянутый «Т-34», тарантиновский «Однажды в… Голливуде», анимация «Эверест» и «Ford против Ferrari».
Количество экранов ни на что не влияет
И под конец интересный факт. Подумайте, какое место по количеству экранов занимают финальные «Мстители»? Первое? Нет. Третье? Отнюдь. Единственный фильм, вышедший более чем двумя тысячами экранов, — «Полицейский с Рублёвки: Новогодний беспредел 2». «Мстители» же по количеству залов в 2019 году заняли лишь 12 место за год. Зато в десятке есть «Аванпост» (касса в 168 млн руб.), «Тайна печати дракона» (363 млн руб.), «Спасти Ленинград» (202 млн руб.) и мультик «Волшебный парк Джун» (250 млн руб.). Попытка прокатчиков агрессивно увеличивать количество сеансов не идёт прокату фильмов на пользу; в итоге у этих фильмов абсолютно смешная наработка с одного зала, что значит одно: эти многочисленные сеансы проходили при полупустых залах.
Пётр Волошин