Все мы выросли на добрых, уютных и душевных советских фильмах. Ипполит, Афоня, Тося Кислицына и другие легендарные образы отечественного кинематографа стали не только нашими старыми знакомыми, но и жизненными наставниками – неотъемлемой частью нашего культурного кода. Но действительно ли они научили нас только хорошему? Мир вокруг постоянно меняется, заставляя зрителей переосмысливать давно любимые киносюжеты. С годами становится очевидно, что в советских комедиях есть немало абьюзеров и токсичных отношений, которые прежде не бросались в глаза и даже казались нам милыми. Редакция Киноафиши собрала несколько таких неудачных пар из старого кино.
Афанасий Борщов и Катя Снегирева («Афоня»)
Афоня – один из самых очевидных абьюзеров советского кинематографа. Герой трагикомедии Георгия Данелии не знает, чего он хочет от жизни, а потому постоянно ищет себя в самых неподходящих местах – то на дне бутылки, то в компании сомнительных женщин. Влюбленную в него Катю Снегиреву он держит на расстоянии, не считая скромную медсестру достойным себя вариантом. Однако и давать ей однозначный отказ он не собирается, ведь ему удобно, что о нем заботятся и беспокоятся, пока он занят собственным эгоизмом. Но хороша и сама Катя! Эта девушка ведет себя как самый настоящий сталкер: потакая своей слабости к Афоне, она буквально преследует его всегда и всюду. Несмотря на то что в фильме их отношения все же заканчиваются хеппи-эндом, в реальной жизни они, скорее всего, привели бы обоих участников лишь к выгоранию чувств и разочарованию.
Игорь Брагин и Вера Силкова («Влюблен по собственному желанию»)
Этот фильм иллюстрирует одно из самых распространенных психологических заблуждений: от ненависти до любви один шаг. Конечно, иногда это правило действительно срабатывает, однако стоит помнить, что никакого союза без взаимоуважения получиться просто не может. А о каком уважении может идти речь, если Брагин постоянно называет Веру «каракатицей»? Он подшучивает над скромной библиотекаршей, заявляя, что в ней нет «ни сучка, ни задоринки, ни бугорка, ни впадинки». Ближе к финалу Игорь якобы прозревает и понимает, что идеальная женщина всегда находилась у него под носом. Вот только для этого «прозрения» Вере приходится накраситься и переодеться. И если герою фильма этого на какое-то время хватает, то в реальной жизни абьюзер, скорее всего, продолжил бы мучить свою избранницу всю жизнь.
Илья Ковригин и Тося Кислицына («Девчата»)
«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», как завещал великий классик. Этот принцип покорения дамского сердца использует и главный герой «Девчат» Илья Ковригин. Он спорит с друзьями на меховую шапку, что через неделю Тося будет его, – и включается в нечестную «игру». Таким людям, как Ковригин, не нужны серьезные отношения. Главное для них – установить свою власть над человеком. По сути, единственное, чем его постепенно «цепляет» главная героиня, – это ее гордыня, не меньшая, чем у самого мужчины. Этот роман развивается за счет вечного соревнования а-ля «кто первый признает свои чувства». Однако нет никаких гарантий, что после победы Илья и Тося останутся интересны друг другу.
Ипполит Георгиевич и Надя Шевелева («Ирония судьбы, или С легким паром!»)
Брошенного Ипполита в нашей культуре почему-то принято считать несчастной жертвой обстоятельств. Однако этот герой не так уж и идеален! Что бы сделал любой нормальный мужчина, услышав, что в квартиру его невесты пробрался неизвестный алкоголик? Вероятно, испугался бы за девушку и попытался бы ее защитить. Однако Ипполит начинает обвинять во всем Надю, даже не дав ей толком объясниться. Он попросту не верит человеку, с которым собирался прожить всю жизнь в законном браке! Он уходит, оставив невесту наедине с незнакомцем Женей. А затем еще и возвращается к ней, напившись, и устраивает ей дополнительные неприятности (все помнят легендарную сцену с душем). В общем-то, расставанию этой кинопары остается только порадоваться.
Надежда и Василий Кузякины («Любовь и голуби»)
В данном случае одеяло на себя постоянно перетягивает не мужчина, как в предыдущих фильмах, а гиперзаботливая мать семейства. Надюха Кузякина попросту пилит своего супруга и троих детей на протяжении всего экранного времени. Конечно, ее поведение можно оправдать тем, что на плечи женщины свалились все домашние хлопоты и финансовые проблемы. Но если внимательно понаблюдать за ее действиями и реакциями, становится понятно, что Надя будто гордится своим тяжким крестом. Ведь без выходок слабохарактерного мужа и постоянного «останавливания коней и тушения изб» она не знает, кто она такая и зачем живет. Ей нужны проблемы – и покорный Василий не устает ей их предоставлять: то заведет курортный роман, то купит на все деньги голубей. А жертвами в итоге оказываются обе стороны.
Людмила Калугина и Анатолий Новосельцев («Служебный роман»)
Начнем с того, что эта всеми любимая советская комедия пропагандирует антифеминистические стереотипы. Во-первых, успешная и самостоятельная женщина обязательно должна быть несчастна на личном фронте. Во-вторых, чтобы все-таки найти любовь, она должна изменить себя (и себе). И в-третьих, мужчина «директрисы по жизни» должен быть слабее и мягче ее. Стоит признать, что в итоге у Людмилы Прокофьевны и Новосельцева получается вполне гармоничная семья. Но это вовсе не означает, что соответствие всем этим стереотипам в реальности привело бы к тем же результатам. Если один из партнеров (вне зависимости от пола) изначально ставит себя выше другого, такой паре очень скоро потребуется семейный психолог.
Юрий Самохвалов и Ольга Рыжова («Служебный роман»)
В том же самом сюжете есть и куда более провальные с обеих сторон отношения. Обладающий говорящей фамилией Самохвалов возвращается на родину победителем: он обеспеченный мужчина и успешный семьянин. Но так кажется лишь со стороны, потому что он буквально тычет этим всем в лицо, хотя сам не вполне в это верит. Юрию важно впечатлить бывшую возлюбленную, чего точно не потребовалось бы для счастья по-настоящему самодостаточному человеку. И Олечка ведется на эту провокацию. Она становится добровольной жертвой обольстителя, забыв о собственном семейном счастье. Нереализованной в личном плане женщине кажется, что в чужом браке и жизнь слаще, и трава зеленее. Иными словами, эти двое действительно друг друга достойны. Вот только ничего хорошего у них получиться не может, да и не получается.
Катя Тихомирова и Гоша («Москва слезам не верит»)
И еще один яркий пример «социального неравенства», а точнее, его неверного понимания в паре. Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович считает себя сильным и волевым мужчиной. Ему нравится Катерина – и он немедленно переходит к решительным действиям. Но как только герой узнает, что его избранница – не просто мать-одиночка, а директор завода, выясняется, что он не такой уж и альфа-самец. Проявляется истинная сущность Гоши – неустроенность, неопределенность и неуверенность в себе, скрываемая за множеством масок. Он просто сбегает, оставляя ответственность за отношения на плечах женщины, которую сам же до этого целенаправленно «приручил». Такие люди таят в себе двойную угрозу для своих партнеров: это типичные «дети», пытающиеся играть роли «родителей».