21 февраля в сердце Москвы в кинотеатре каро 11 октября состоялось открытие ретроспективы фильмов Жако Ван Дормеля, на которое бельгийский режиссёр приехал сам, чтобы обсудить с российской публикой культовую картину - призера Венецианского кинофестиваля «Господин Никто», которая уже стала классикой, а в следующем году фильм отметит свой 10-летний юбилей. Главные роли в фильме «Господин Никто» исполнили «перфекционист и трудоголик» (как считает Жако ван Дормеля) актер и вокалист рок-группы 30 Seconds to Mars Джаред Лето и немецкая актриса Диана Крюгер. Джареда Лето Жако ван Дормель выбрал на главную роль за удивительную способность музыканта меняться, ведь в фильме ему предстояло сыграть 12 разных Немо. «Я его даже не во всех его ролях узнавал» - говорит режиссёр.
Действие фантастической драмы разворачивается в отдаленном будущем, на фоне футуристических пейзажей просыпается одинокий 118-летний старик Немо-Никто - последний смертный человек на планете. Последние часы его жизни превращаются в реалити-шоу, за которым следит мир вечно молодых и бессмертных землян, а загадочный старик вспоминает свою удивительную жизнь и рассказывает историю заглянувшему в его палату журналисту. Хаотические обрывки воспоминаний об абсолютно взаимоисключающих друг друга событиях приводят Немо к различным точкам где так или иначе он должен был сделать выбор. Но в своих воспоминаниях, Немо прожил каждый выбор и видит свою жизнь жизнь в нескольких альтернативных ипостасях. Но даже в футуристической реальности фильма время идёт линейно и человек может прожить только одну единственную жизнь. «Господин Никто» - фильм о безграничном количестве возможностей, которые открываются перед каждым из нас» - так говорит о своём фильме режиссёр Жако ван Дормель. - «Каждый выбор приводит к бесконечности последующих выборов. Именно поэтому Господин Никто говорит в конце, что нет правильного выбора». И его герой Немо Никто подтверждает это ответом на вопрос озадаченного журналиста, какая же из жизней правильная: «Каждая из этих жизней правильная. Каждый путь правильный. Всё на свете могло быть другим, но иметь тот же смысл». Но помимо безграничных возможностей личного выбора, на жизненные события влияет бесчисленное множество внешних обстоятельств: небольшие изменения в обыденной реальности приводят к неконтролируемым последствиям. «Они думают, что они могут контролировать свою жизнь, но, возможно, они ошибаются» - говорит режиссёр про своих героев. До смешного нелепо и наглядно его слова в фильме демонстрирует «эффект бабочки» в сцене-камео режиссера: безработный бразилец сварил яйцо, пар от которого вызвал дождь в Америке, смывший номер телефона возлюбленной Немо, разлучив влюблённых навсегда. В основу фильма легли различные научные теории, такие как теория относительности, теория струн, квантовая физика и красиво завершающая фильм теория «большого хлопка», которая гласит, что в какой-то момент масса расширяющейся Вселенной достигнет крайней величины, под воздействием силы притяжения расширение Вселенной прекратится и обратится вспять, а вместе с тем, как Вселенная начнет сжиматься внутрь себя, время пойдёт вспять. «На самом деле это просто теория, но ее поэтический аспект меня очень вдохновляет. И Немо - тот счастливец, у которого появился шанс прожить жизнь снова». - говорит режиссер. На смертном одре Немо-Никто попадает в ритм сжимающейся Вселенной и проживает свою жизнь снова, но уже в обратном направлении. Жако так поясняет идею бессмертия «Конец не наполнит жизнь причинно следственными связями», хотя есть и персонажи, которые во всем ищут смысл. как говорит режиссер - «Возможно, занимаются самообманом».
«Я стремлюсь снимать фильмы, которые ставят много вопросов,не давая ответы. В моей жизни ответы приходящие, а вопросы стоят постоянно. Моя концепция - огромное количество сомнений, я сомневаюсь практически во всем». - говорит Жако ван Дормель о своем творчестве. Отдельно он выделяет создание сценария: «это странный процесс. Я писал сценарий «Господина Никто» около 5 лет. Как говорил мой учитель «Хорошего сценариста можно определить по степени протертости его штанов. Я выписываю на карточках идёи. Выставляю 3 стола: для начала, середины и конца фильма и произвожу реорганизацию карточек. Для фильма «Господин Никто» я сделал около 18 подобных интеграций. Я никогда не знаю, я закончил, потому что надоело писать, или действительно получил хороший результат». В обсуждении творчества Жако ван Дормеля подняли тему религии, ведь его фильм «Новейший зовет» мог быть воспринят верующими, как антирелигиозная пропаганда. Но Жако поясняет, что: «религия в данном случае - просто канва. Ей могла бы послужить и «Алиса в Стране чудес». Но я выбрал эту. И хотя недовольных не было, даже если бы они были, я бы сделал все то же самое и все равно снял бы этот фильм». В заключении встречи Жако Ван Дормель порекомендовал к просмотру свои любимые фильмы для молодых начинающих режиссеров - «Зеркало» (1974) Андрея Тарковского и фильм «Рейчел, Рейчел» (1968) Пола Ньюмана. Ретроспектива Жако ван Дормеля прошла не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге,Калининграде, Екатеринбурге, Казани, Самаре и Сургуте.
Екатерина Цопина