Книжный «отец» кинохита «Собачье сердце» Михаил Булгаков и роковая блондинка из гайдаевской комедии «Бриллиантовая рука» Светлана Светличная, голливудский постановщик американской версии «Братьев Карамазовых» Ричард Брукс и звезда российских сериалов Ольга Ломоносова, режиссер таких лент как «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «Трое в лодке не считая собаки» Наум Бирман и Микеле Плачидо, «тот самый» комиссар Коррадо Каттани – всех этих славных людей единит одно, все они пришли в этот мир на этой неделе.
Памятный календарь минувших лет, времен, эпох лучше всего начать со дня рождения человека, который своим остро отточенным пером повлиял – в том числе и на мир кинематографический. «Мастер и Маргарита», «Бег», «Иван Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце», «Роковые яйца», вершина айсберга кинолент, снятых по произведениям этого безмерно талантливого человека. 15 мая 1891 года появился на свет в городе Киеве писатель, чьи книги входят в топовые списки продаж и сегодня, Михаил Афанасьевич Булгаков. Его жизнь прошла – в особенности профессиональная, что называется по острым иглам яркого огня официального неприятия и огульной критики. Но – жил, творил, писал. Оставив после себя целое созвездие ярчайших книжных и кинообразов.
Улыбчивая, распахнутая всем ветрам и людям душой и сердцем «Стряпуха» по версии мастера советского истерна Эдмона Кеосаяна, роковая блондинка из гайдаевской комедии «Бриллиантовая рука», мечтательная, робкая, несмелая Габи из телесериала Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» – и это все о ней, и это все о Светлане Афанасьевне Светличной, которая родилась 15 мая 1940 года. Ее кинобиография – это биография всей страны великой, обожавшей и обожающей эту удивительную актрису. В кино она познала все, и блестящий взлет, и годы забвения. О себе кино и кино в себе сама актриса говорит часто и много, особенно обожает вспоминать свою работу в картине Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», которая с одной стороны сотворила кумира из обыкновенной советской девушки. С другой стороны – отринула ее от многих интересных работ, на которые «легкомысленную блондинку» не брали по определению.
Самый первый «Оскар» в киноистории человечества вручили 16 мая 1929 года в Hollywood Roosevelt Hotel. «Оскаром» премиальная статуэтка стала именоваться то ли с 1934 года – по одним данным, то ли с 1939-го. До того момента премия была «безымянной», мол, отмечаются «достижения в мире кинематографии». И только-то. Официальный портал кинопремии на том акцента вообще не делает, так как самую первую премиальную статуэтку вручили уже в 1929 году. И с тех пор фигурка парня на кинобобинах мало в чем изменилась. Кто такой «Оскар», почему позолоченный парень на стопке бобин для кинолент получил это яркое и запоминаемое имя – до сих пор доподлинно не известно. Версий несколько, одна экзотичней другой. Но современная академия киноискусства Америки и не пытается раскрыть тайну «золотого парнишки». Одно известно точно: смелый замысел статуэтки принадлежит исполнительному директору компании MGM Седрику Гиббонсу, ее воплощение – скульптору Джорджу Стэнли. Первая церемония вручения «Оскара» разительно отличается от всех последующих – и нынешней в том числе. Никаких вам ковровых дорожек с кокетливыми селебрити в дорогостоящих брендовых одеяниях, никаких глянцевитых фотосетов и прямых телевизионных или интернет-включений на подступах в пафосный кинозал вручения долгожданной премии ибо и кинозала как такового не было, не было ТВ и уж тем паче – интернета. Был... обыкновенный банкет на три сотни человек, правда, красочный, богатый. Голливуд не был бы Голливудом, если бы первый «оскаровский» банкет вылился в обыкновенные ресторанные посиделки, какими отмечают премьерный выход того или иного фильма. Отсюда и банкетная роскошь первой церемонии вручения «Оскара». Фильмы, принявшие участие в конкурсе, выбирали из картин, вышедших на экраны в 1927-1928 годах. Первой лучшей актрисой в истории кинематографа стала Джанет Гейнор, актером – Эмиль Яннингс. Первый «Оскар» за лучшую режиссуру комедийного кино был вручен Льюису Майлстоуну («Два аравийских рыцаря»), лучшим постановщиком драмы был признан Фрэнк Борзак за картину «Седьмое небо». Чарли Чаплин, актер, режиссер и продюсер ленты «Цирк», был удостоен «Специальной премии». Аналогичную статуэтку получила компания Warner Brothers за звуковой фильм «Певец джаза».
«Беспечный ездок», «Настоящая любовь», «Апокалипсис сегодня» обессмертили имя этого голливудского актера. Поклонники удивительно тонкого, рефлексивно лиричного и в то же время безмерно экспрессивного актера утверждают, он же еще и блестящий художник! Художественные полотна которого демонстрировались даже в Москве. 17 мая 1936 года на свет появился голливудский актер Деннис Хоппер. Всеамериканская, а после – всемирная, популярность и любовь пришли к Хопперу сразу после того, как тот сыграл в картинах «Бунтарь без идеала» и «Гигант». В 1969 году Деннис Хоппер снял фильм «Беспечный ездок», ставший вскоре культовым, принесший известность главным актёрам киноленты: Питеру Фонда и Джеку Николсону. Деннис Хоппер дважды номинировался на «Оскар» и был удостоен звезды на аллее славы в Голливуде. Он снялся более чем в ста фильмах и был режиссером восьми картин.
17 мая 1955 года в Техасе появился на свет актер Билл Пэкстон. Его называли – и в глаза, и за глаза «любимцем Джеймса Кэмерона». И небезосновательно, ведь звезда Голливуда Билл Пэкстон снялся в самых «громких» картинах Кэмерона «Терминатор», «Чужие», «Правдивая ложь» и «Титаник». И это при том, что Пэкстон появился на экране в разного рода ролях и образах более чем в пяти десятках кинокартин и сериалов. Что касается дружеских и профессиональных контактов с одним из самых именитых постановщиков Голливуда, Пэкстон как-то в интервью заметил: Джеймс Кэмерон из тех режиссеров, из тех истинных творцов истинного кино, кто умеет «разглядеть» и человеческий, и – самое главное, творческий потенциал актерской личности. Не «смотрит» на человека как на высокопрофессиональную функцию, мол, отработал свое – и до свидания. Все, занавес, чемодан, бухгалтерия, аэропорт. Вовсе нет! Кэмерон умеет, знает и понимает толк в актёрской игре, старается максимально полно раскрыть потенциал той или иной творческой личности. Кэмерон из тех немногочисленных режиссеров, кто не разбрасывается актерами, старается держаться «своих», вне зависимости, какие бы творческие испытания не накладывались на отношения меж режиссером и актером. Неслучайно Пэкстон соглашался даже на роли второго плана в картинах Кэмерона, прекрасно понимая, что в кинолентах этого блестящего режиссера даже второй план «работает» на все сто. Актер обидно рано ушел из жизни, буквально у нас на глазах, 25 февраля 2017 года, от осложнений после операции на сердце. Ему было всего 61 год...
В своих «Братьях Карамазовых» этот режиссер сумел поймать, сумел запечатлеть на целлулоиде не просто дух печальных творений русского классика Достоевского, но и уловить то самое, что именуется «русским духом», твердит голливудская пресса. 18 мая 1912 года на свет появился американский режиссер Ричард Брукс. Самой «громкой» работой этого режиссера многие киноведы и кинокритики считают драму «Кошка на раскаленной крыше» с незабвенными Элизабет Тейлор и Полом Ньюманом. Именно «Кошка на раскаленной крыше» смогла всецело и полностью помочь раскрыться творческому, драматическому режиссерскому дарованию Ричарда Брукса. И хоть и Брукса нет отдельных «любимчиков» средь собственных киноработ, особое трепетное отношение у него было к своему «русскому» проекту, постановке по книге Федора Достоевского «Братья Карамазовы». В том фильме Брукс старался вникнуть в глубину истинных драматических переживаний, которыми наполнил свой роман великий русский писатель. Брукс считал русскую классику основой драматического мироздания современного кино. Немаловажный факт, «Братья Карамазовы» стали стартовой площадкой для начинающего голливудского актера Уильяма Шатнера. Будущая звезда космической телесаги «Звездный путь», капитан звездолета «Энтерпрайз» Джеймс Тиберий Кирк, не без иронии говаривал, свой собственный тернистый «звездный путь» он проложил сквозь дебри драматических хитросплетений шекспировских страстей и тех душевных мук, которые переживают герои романа Достоевского.
Звезда таких теленовелл как «Дети Арбата» и «Не родись красивой», «Одна тень на двоих» и «Богиня прайм-тайма» Ольга Ломоносова появилась на свет 18 мая 1978 года. «Немного обо мне. Раньше никогда не доводилось писать биографию. Попробую... Начнем..., – пишет на своей официальной страничке в сети интернет актриса. – Родилась 18-го мая в столице шахтерского края – городе Донецке. Примерно в год я пошла: ясли…сад…школа... К десяти годам добралась до Киева и поступила в хореографическое училище. Училась хорошо, подавала надежды... Летом отдыхала в Мисхоре, где познакомилась с морем и актерами. Море понравилось больше. Но, не смотря на это, меня «поманила Москва». И я поехала... Работала в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Владимира Немировича-Данченко артисткой балета. Ну, а через два года моя балетная нога потянулась на драматическую сцену, и я совершила стремительный прыжок в Щукинское театральное училище и стала учиться, учиться... Благополучно закончила и стала топтать сцены двух московских театров: театра имени Евгения Вахтангова и театра им. К.С. Станиславского. А сейчас я в полете…«свободном». Лечу навстречу новому, неизвестному, прекрасному....».
19 мая 1924 года в Ленинграде родился режиссер Наум Бирман. Словно кардиограмма человека с активной жизненной позицией смотрится фильмография этого режиссера. «Авария» или «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Учитель пения» или «Трое в лодке не считая собаки», нет ни одного фильма, который – по манере подачи или жанровому исполнению, повторял один другой. Каждый фильм – словно обнаженный нерв, вне зависимости, драма ли стоит на повестке дня у Бирмана или же классическая комедия, снятая по мотивам творений Джерома К. Джерома. Каждая киноработа, а это воистину был штучный товар, несла в себе особенный, определенный заряд невиданной эмоциональной силы. Не случайно фильмы этого режиссера и сегодня смотрятся легко и непринужденно, будто сняты год или два назад. В одном из своих интервью Олег Даль, звезда фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика», говорил: суметь снять фильм о войне так, чтоб в нем была не только боль, но и обыкновенные человеческие скромные радости, смог только он один, пожалуй. Разглядеть в кромешном аду войны человека – с большой буквы, уйти с поля боя в мир эмоциональных перипетий – большая заслуга большого режиссера. Который снял не так уж и много кинолент. В 1989 году на экраны вышла последняя работа Бирмана «Сирано Де Бержерак», последняя, потому что мастер «яркого душевного порыва» в кино ушел из жизни именно в 1989 году.
Криминальный итальянский сериал «Спрут» сотворил из этого удивительного актера не просто звезду, но эталон «итальянского опера» для всех, кто хоть раз видел полный драматических изломов детектив, раскрывающий изнанку борьбы итальянских правоохранительных сил с мафией. 19 мая 1946 года родился актер Микеле Плачидо. И хоть до «Спрута» в фильмографии Плачидо было немало удачных работ, все они буквально померкли на фоне «той самой» роли, образа комиссара Коррадо Каттани. Воистину, когда на телеэкраны вышел этот фильм, жизнь в городе, на улице, замирала. Сначала так было в Италии, со временем так стало почти во всей Европе и в Советский Союз здесь – не исключение. Но, скорее – удачное подтверждение этого незыблемого правила. Микеле Плачидо не без юмора замечал, «Спрут» окончательно «выбил» его, актера, из иных образов и ролей, оставив место лишь для парня с цепкой, железной хваткой, полного лиричного драматизма, но при этом истинного фаната своего дела – дела борьбы с мафией. В Советском Союзе фильм вышел на экраны в то самое время, когда такое книжно-киношное понятие как «мафия» из репортажей информационных программ о зарубежной, итальянской в основном, жизни стало нашей очевидностью и повседневностью. Отсюда и глубинное понимание героя-одиночки из теленовеллы «Спрут». В 1991 году Микеле Плачидо сыграл роль советского офицера-десантника майора Михаила Бандуру в фильме Владимира Бортко «Афганский излом». Актеры, работавшие с Плачидо в той ленте, отмечали невероятную мягкость, деликатность почти во всех своих проявлениях, истинно мужскую харизму этого замечательного человека. Его не без основания считали эталоном не просто артистизма – европейского, но и мужско элегантности, но без жеманства и ненужного кокетства. Он был – и остается, «простым парнем», без звездного пафоса и лоска.
Дмитрий МОСКОВСКИЙ