Сюжет
Жизнь Элен Ричардсон (Риз Уизерспун) кажется идеальной: большой особняк в престижном городке Шейкер-Хайтс, успешный муж, четверо детей, оканчивающих школу, и любимая работа журналиста в местной газете. Один из домов, оставшихся в наследство, она сдает за символическую арендную плату бедным семьям. Новые съемщики Мия Уоррен (Керри Вашингтон) и ее дочь Перл (Александра Андервуд) как раз и нуждаются в такой поддержке. Из-за мамы художницы, которая находится в поиске постоянных идей, они редко задерживаются на одном месте, но в этот раз все должно измениться. Ради будущего дочки Мия хочет прижиться в этом городке и подарить ей детство, а не жизнь на чемоданах. Правда, привыкнуть к правилам ослепительно богатых жителей Шейкер-Хайтс бедной семье будет нелегко.
Простая история в книге больше похожа на паутину. Сюжет часто уводит историю в недалекое прошлое. Оживающие воспоминания помогают переосмыслить происходящее здесь и сейчас. Позади у героев множество травм, через которые характеры обретают объем. Читателю дают проследить тонкую связь, иллюстрируя неизбежное влияние принятых решений на сегодняшний день. Главными героями книги стали дети. Мы пристально наблюдаем за взрослением и первыми ошибками, отношениями с близкими и бушующими гормонами. Подростки становятся отражением страхов и взглядов родителей, как губка впитывая окружающие их неврозы.
Телевизионная версия взяла лишь ключевые точки сюжета и полностью пересобрала историю. Сериал ожидаемо берет строгое линейное повествование, превращая флэшбеки не в ответы, а в инструмент, рождающий новые загадки. Здесь центральными персонажами стали Мия Уоррен и Элен Ричардсон. Их отношения — настоящее сражение за умы и сердца, быстро перерастающее в вендетту. Дети оказываются лишь вынужденными жертвами на импровизированном поле боя тихого богатого городка. Многие сюжетные линии претерпели значительные изменения. Почти все из них оканчиваются предательством. Там, где в первоисточнике существовал простой акт доброты, теперь стоит ждать удар в спину или настоящий квест из множащихся проблем.
Интрига
Долгое время единственной загадкой книги является фигура поджигателя дома Ричардсонов. О пожаре мы узнаем на первых страницах, но быстро теряем к нему интерес. Все внимание сосредоточено на бытовых проблемах, постоянных разногласиях и выяснении отношений. Читатель всегда оказывается на шаг впереди, моментально получая ответы, которые остаются тайной только для персонажей. Возродить интригу попытается судебный процесс. Правда, наблюдать, как он раскалывает целый город на два противостоящих лагеря, намного интереснее ожидания объявления приговора.
Сериал движется по другому пути. С первых минут он старается удержать внимание, постоянно подкидывая новые секреты. Здесь и таинственная фигура поджигателя, и поиски пропавшего ребенка, и сражение с новыми опекунами, и темное прошлое Мии, которое она всячески пытается скрыть, и любовный треугольник детей, и поиск денег, и таинственная фотография. Список можно продолжать долго, постоянно удивляя поклонников книги. Каждая серия получает массу клиффхэнгеров, утаскивая зрителя в мир загадок. Правда, узнавать шокирующие подробности придется в очень неторопливом темпе, наслаждаясь крупицами ответов.
Персонажи
Герои полностью перебрались из книги в сериал и сохранили свои литературные прообразы, а превосходно подобранные актеры помогли им ожить на экране. На первый взгляд кажется, что они получили только парочку новых штрихов. Важным для финала персонажам досталось больше экранного времени, компенсируя потерю возможности заглянуть в их мысли и переживания. Постепенно в глаза бросается главное изменение — образ Мии Уоррен. На страницах героиня выглядит спокойной, рассудительной и немного замкнутой. Для нее есть только две ценности, ради которых она готова на все: творчество и дочка. На экране предстает другая героиня. Ее жизнь состоит из неврозов, истерик и ночных кошмаров. Эта Мия вспыхивает от малейшей искры и агрессивно настроена по отношению к миру, постоянно вешающему расистское клеймо. В отличие от книги, она не владеет своей жизнью, которая теперь подчинена травмам прошлого, что висят непосильным грузом. Убежать от себя оказывается слишком сложной задачей.
Содержание
У Селесты Инг в центре сюжета оставалась история взросления через столкновение разных миров и авторитетов. Миссис Ричардсон олицетворяет успех и лицемерную доброту, держась за свои правила, которые никто не смеет нарушать. Ее противоположность — одинокая художница Мия — не прикрывается фальшивыми улыбками и способна поддержать человека в трудную минуту без нотаций, нравоучений и осуждения. Дети двух семей курсируют между взглядами на мир и заново открывают для себя простые истины. Размышления о расизме, культуре, творчестве и классовом расслоении аккуратно вплетены в сюжет и не перетягивают на себя внимание. Как и трудности самоидентификации иной культуры, сталкивающейся с американской универсальностью, подминающей все под себя.
В телевизионной версии явно сместились акценты. Почти все сводится к расизму, разным видам травли и социальному неравенству, буквально разделяющему людей. Об этом постоянно напоминают в надрывных диалогах и громких ссорах. Каждая деталь на экране как будто пытается приумножить классовые различия, приобретающие карикатурные очертания. Элен не претерпела больших изменений: лицемерие и снобизм — плохо. А вот Мия превращается в смысловой винегрет. Авторы слишком буквально показывают маргинала с «неправильным» цветом кожи, добавляя пристрастие к травке, случайные половые связи и намеки на отношения с девушками. Эти детали отсутствовали в книге и наполняют сериал иными подтекстами, не получающими развития. Ориентация как будто становится лишь очередной стигмой, катализатором предвзятого отношения и вряд ли получит должное развитие в финале. Кажется, это тот случай, когда стоило воспользоваться принципом «Бритвы Оккама» и не множить сущее без необходимости. Создатели слегка переусердствовали с противопоставлением всего плохого всему хорошему. На экране и без того хватает проблемы расизма, которой уделяется действительно пристальное внимание.
Итог
Мини-сериал «И повсюду тлеют пожары» сохраняет основную сюжетную структуру, но явно желает сменить ракурс восприятия истории. Он слишком громко проговаривает заложенные смыслы, которые начинают выглядеть нравоучением и осуждением. Против этого выступала книжная Мия Уоррен, зная, что жизнь полна нюансов и оттенков. Сериал полностью лишен тонкости и пытается разговаривать со зрителем лишь криком, не понимая, «как можно не замечать окружающих проблем и притеснений». У Селесты Инг, наоборот, получилось рассказать историю в более сдержанных и спокойных тонах, не поддаваясь сильно захлестнувшим эмоциям. В ней значительно меньше осуждения, а мир не кажется окрашенным в черное или белое, ведь у каждого своя правда, с которой часто сложно спорить.
Константин Киценюк