18 ноября на экраны выходит спортивный байопик «Король Ричард», который расскажет о Ричарде Уильямсе — отце и тренере знаменитых теннисисток Винус и Серены Уильямс, известном своими жесткими мерами воспитания, которые, однако, принесли его дочерям успех. По этому случаю Киноафиша вспоминает другие фильмы о жестокой в своих проявлениях любви отцов.
«Семейка Тененбаум» (2001)
Непонимание взрослыми детей и порождаемые этим конфликты являются сквозными темами всего творчества Уэса Андерсона. Самый, пожалуй, запоминающийся родитель был выведен им в «Тененбаумах» — холодный, расчетливый и эгоистичный манипулятор Роял Тененбаум в исполнении Джина Хэкмена, от которого всегда ждешь подвоха.
«Проклятый путь» (2002)
В неонуаре Сэма Мендеса непривычно жесткую для себя роль наемного убийцы, работающего на ирландскую мафию, исполнил Том Хэнкс. Его немногословный Майкл Салливан суров и сдержан со своим сыном, который, надеясь сблизиться с отцом, прокрадывается в его машину и становится свидетелем убийства. Такие же непростые отношения складываются в фильме у Майкла с Джоном Руни — главой мафии, по сути вырастившего его и вынужденного преследовать их с сыном.
«Возвращение» (2003)
В полнометражном дебюте Андрея Звягинцева роль блудного безымянного отца, вдруг появившегося в жизни своих сыновей, Андрея и Ивана, чтобы наставить их на путь истинный, исполнил Константин Лавроненко. Изъясняющийся исключительно отрывистыми приказами и не терпящий промедлений в их исполнении, он окажется фигурой не столь буквальной, как может показаться на первый взгляд (и как это часто бывает у Звягинцева).
«Нефть» (2007)
Для Дэниэла Дэй-Льюиса, подходящего к выбору ролей с небывалым тщанием, любая роль редкость. В фильме Пола Томаса Андерсона он сыграл нефтяного магната Дэниэла Плэйнвью, прошедшего путь финансового возвышения и нравственного падения, что отразилось на отношениях с его приемным сыном, которого он когда-то нежно любил. Оригинальное название фильма — «There Will Be Blood» — отсылает к строчке из Библии. Некоторые религиозные аллюзии разбросаны по тексту фильма, как, к слову, и в случае с «Возвращением» Звягинцева.
«Древо жизни» (2011)
Фильм Терренса Малика тоже, как ни странно, начинается с цитаты из Библии, Книги Иова, если быть точнее. В opus magnum американского режиссера роль строгого отца, который приходит в детских воспоминаниях к уже взрослому главному герою, переосмысляющему свое прошлое, замечательно сыграл Брэд Питт.
«Судья» (2014)
Замечательная судебная драма с двумя прекрасными Робертами — Дауни-младшим и девяностолетним Дювалем, для которого это пока одна из последних ролей в кино. По сюжету успешный адвокат Хэнк Палмер возвращается в родной город на похороны матери, где оказывается вынужден налаживать отношения со своим отцом, который был всегда строг к нему. И которого теперь к тому же подозревают в убийстве.
«Капитан Фантастик» (2016)
Фильм Мэтта Росса рассказывает об отце многочисленного семейства Бене Кэше (Вигго Мортенсен), воспитывающего детей вдали от цивилизации весьма нетрадиционным антикапиталистическим способом — вместо Рождества в семье принято праздновать день рождения Ноама Хомски, ходить, если угодно, голышом, и совершать ежедневно изнурительные пробежки по лесу. Несмотря на видимый либерализм в отношении свободы самовыражения, Бен непримирим во всем, что касается не слов, а действий.
«Ограды» (2016)
В отличие от Ричарда Уильямса, пестовавшего в дочерях стремление к победе, герой Дензела Вашингтона в «Оградах», Трой Мэксон, бейсбольная карьера которого не сложилась из-за расовой дискриминации (до 1947 года афроамериканцы не могли выступать в MLB), всеми способами пытается помешать своему сыну стать профессиональным футболистом. И не слишком при этом разборчив в методах. Экранизация пьесы Августа Уилсона, получившего за нее Пулитцеровскую Премию.
«Стражи Галактики. Часть 2» (2017)
Несколько выбивающаяся, пожалуй, из общего ряда комедия Джеймса Ганна, в которой Звездный Лорд, известный также под именем Питера Квилла из Миссури, встречает, наконец, своего отца Эго, имя которого весьма красноречиво говорит о его «альтруистичном» характере и мегаломанских замашках.
«Милый мальчик» (2019)
Автобиографический фильм, сценарий к которому написал Шайа ЛаБаф, рассказывает о его травматичных отношениях с собственным отцом, злоупотреблявшим, кажется, всем на свете — включая и наркотики, и алкоголь — кроме любви.