Кинофестиваль «Окно в Европу» продолжает открывать двери для журналистов и кинематографистов, в перерывах скучая по обычным зрителям. Режиссеры тоже разделяют такую сентиментальность, но больше радуются российским премьерам их собственных фильмов и тому, что хотя бы кто-то их увидит на таком раннем сроке. Сам конкурс уверенно подходит к концу, открывая как новые имена, так и уже достаточно знакомые. Рассказываем, что посмотрели за эти дни.
«Папа закодировался», реж. Павел Ходнев
Среди драм и разножанровых фильмов всегда найдется место простой и легкой комедии. В конкурсной программе такую роль играет дебютная картина Павла Ходнева «Папа закодировался». Даже представляя со сцены фильм, режиссер пытается отшутиться и прилукавить, говоря, что его работа является настоящей драмой. В действительности «Папа закодировался» оказывается намного больше, чем просто комедия.
Анатолия Снарова заставили наконец-таки закодироваться, и его жизнь заиграла другими красками. Оказывается, он примерный муж, у него есть красавица жена и трое сыновей. Всех их зовут также Анатолиями, потому что отец-алкоголик не смог запомнить каких-то других имен. А работа у него самая ответственная – мужчина трудится начальником ЖКХ в маленьком городе Сорочинске. Счастью нет границ, поэтому Снаров решает поделиться своим просветлением со всеми жителями. Однако никому не нравятся его нововведения, и все мечтают, чтобы он скорее раскодировался и перестал мучить своими идеями. Получится ли у них?
Конечно же, «Папа закодировался» представляет собой настоящее попурри российской действительности какой-то глубинки, которую чаще всего проезжают мимо и даже не читают название городка на карте. А там обитают реальные люди, которые переживают многочисленные внутренние драмы и пытаются свыкнуться со своими тараканами в голове. Последние часто приходят к главному герою, но только в образе синих инопланетян, призывающих его работать во благо человечества. Это все выливается в стройку космодрома, подтверждение сухого закона и другим хаотичным действиям.
Дебют Ходнева – это хороший пример «комедии положений», возвращающей зрителей к советским картинам Гайдая и Рязанова. Только здесь нет никакой изможденной ностальгии по тем временам или наличия какой-то исторической справки между строк. «Папа закодировался» является абсолютным продуктом современного времени с шутками про «Новичок», с отсылками к фильмам «Крестный отец» и «Аватар» и про людей, которые не перестают мечтать даже в самых сложных ситуациях.
«Черный снег», реж. Степан Бурнашев
Степан Бурнашев уже выходил на сцену «Окна в Европу» представлять фаворита минувшего «Кинотавра» – картину «Пугало» Дмитрия Давыдова, в которой он принимал участие в роли монтажера. На этот раз его же режиссерская работа была отобрана в конкурсную программу фестиваля, и он посоветовал закрывать глаза на самых сложных моментах. Предупреждать об этом никто не будет, если «Черный снег» доберется до кинотеатров, поэтому у журналистов и кинематографистов был некий иммунитет во время просмотра, однако воспользоваться им в полной мере было невозможно.
В центре сюжета дальнобойщик по имени Гоша, который возит разные товары по всей Якутии. Во время рейсов он также продает паленый алкоголь местным потерянным жителям. Некоторые даже готовы отдать практически годовой запас мяса за три ящика спиртного. Гоша сразу же соглашается на такое предложение, не боясь, что оставляет бедных людей без еды. Мужчина забивает свою машину «награбленным» и отправляется в долгий путь. Впереди его ждет серьезное испытание, после которого он никогда не станет прежним.
У Бурнашева большинство предыдущих картин вальсируют между хоррором, триллером и драмой – тремя жанрами, которые лучше всего показывают реальность бытия. В своей новой работе он также обращается к ним, но больше фокусируется на двух последних. Дело в том, что хоррор спрятан где-то внутри, между строк, и он ощущается на кончиках пальцев или же в каждой косточке человеческого тела.
Герой Гоша предстает жадным и алчным, хотя это был не его выбор, а сама жизнь его сделала таким. Он пытается каждый раз вернуться назад к своему родному и человеческому «я» через помощь соседям, но это все он делает неискренне и не по доброй воле. Даже подарки собственной сестре не способны очистить его черное сердце. Так мужчина живет, обманывая окружающих, продавая палёный товар – наживаясь на несчастьях других людей.
Вера, как один из основных лейтмотивов картины, предстает судьей перед Гошей. Он оказывается в страшных муках за все свои грехи. В агонии он снова вспоминает о Боге, прося помощи, когда сам ближних своих только обманывал. Бурнашев использует элементы «чернухи» и гиперреализма, которые сглаживаются благодаря музыкальному электронному сопровождению, но они все равно не способны заглушить стоны и крики главного героя в исполнении Федота Львова. Здесь и проявляется настоящий хоррор за все человеческие поступки и всю свободу, данную не тем людям. Однако, несмотря на ужас происходящего, Бурнашев позволяет своему герою очистить свое черное сердце и снова пройти по чистому белому снегу в надежде на новое начало.