Поднимаем бокалы за почти юбиляра и вспоминаем самые яркие перформансы одного из важнейших американских актеров девяностых и нулевых.
«Маска»
1994 год был одним из лучших в карьере тогда еще начинающего исполнителя Джима Керри. Первая часть комедии «Эйс Вентура» буквально уничтожила американский прокат, последовавший за ней хит «Тупой и еще тупее» только закрепил звездный успех комика. Однако именно «Маска» смогла превратить Джима во всенародного любимца — его гуттаперчевое лицо навсегда осталось в культурном коде целого поколения. Фильм также принес ему первую номинацию на премию «Золотой глобус».
В «Маске» актер исполнил роль скромного офисного клерка Стэнли Ипкисса, который волею случая получает возможность навсегда изменить свою жизнь. Примечательно, что яркий и светлый фильм серьезно отличается от своего более мрачного первоисточника: комикс, сочиненный в далеких 80-х годах, был полон кровавых разборок и бессмысленных смертей. К счастью, при работе над картиной режиссер Чак Рассел решил отказаться от многих оригинальный идей, предпочтя уйти в пародийность и постмодернизм, которые позволи построить незабываемый образ Керри.
«Шоу Трумана»
Уже через четыре года после выхода «Маски» Керри впервые пробует себя в драматической роли: трогательная антиутопия «Шоу Трумана» Питера Уира стал тем самым фильмом, в котором актер смог продемонстрировать всем свою чувственную сторону. Такой смелый выход из зоны комфорта не прошел мимо кинокритиков — за роль Трумана Бербанка Керри получил первый и вполне заслуженный «Золотой глобус».
Парадоксальным образом «Шоу Трумана» во многом резонирует с личностью голливудского актера, который привык всегда и для всех скрываться под фасадом улыбчивого и вечно кривляющегося шута. В мире, который является продуктом чьей-то странной фантазии, Керри, как ни странно, выглядит максимально гармонично.
«Вечное сияние чистого разума»
Фантастическая драма французского режиссера Мишеля Гондри, снятая по сценарию признанного гения Чарли Кауфмана, — это фильм, в котором никто и никогда не ожидал увидеть Джима Керри. До 2004 года.
История об отчаявшемся человеке, который вынужден блуждать по лабиринтам собственной памяти в надежде найти хоть какие-то воспоминания о любви всей своей жизни, кажется, была написана специально для Керри. Именно здесь вся яркая экспрессия, которая обычно исходила из него, начинает происходить вовне. При этом персонаж актера — меланхоличный парень по имени Джоэл — вынужден томиться в собственном отчаянии, то и дело рефлексируя о происходящем безумии вокруг.
«Человек на Луне»
Еще один мощный перформанс в актерском арсенале Джима Керри — на этот раз в жанре биографической драмы. И несмотря на то что сам фильм далек от идеала, Керри в нем просто превосходен. Актер со всей серьезностью отнесся к роли крайне противоречивого и эксцентричного стендап-комика Энди Кауфмана. Джим настолько глубоко вошел в образ своего кумира, что порой забывал выходить из роли даже между дублями. Возможно, именно по этой причине, когда мы смотрим «Человека на Луне», мы видим не Керри, играющего Кауфмана, а Энди Кауфмана собственной персоной.
Не исключено, что роль реального, а не вымышленного человека дала актеру возможность следовать какому-то четкому паттерну, при этом находясь в весьма ощутимых границах, не позволяющих ему превысить баланс экспрессии, выражающейся на экране.
«Шучу»
Новая совместная работа Мишеля Гондри и Джима Керри вновь смогла очаровать весь мир и выдавить слезу даже из самого черствого зрителя. В образе ведущего детского шоу Джеффа Пиклза, бесконечно веселого на экране и бесконечно одинокого в душе, Керри как никогда на своем месте. Есть в этой истории нечто, что во многом пересекается с автобиографией актера: Пиклз тоже является кумиром сразу для нескольких поколений детей, но при всей любви к своему шоу и экранному образу он так же, как и Керри, не готов поддерживать его всю жизнь.
И несмотря на то что роль чудаковатого Пиклза не принесла в копилку Керри ни одной награды, этот сериал был и остается важной работой, занявшей достойное место в амплуа актера.